
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ш Федотов ведничество, а искание правды. Даже в сериях-карикатурах, несмотря на сильное желание быть моралистом, причудливо сплетаются идеи и худо^ жественные образы, и выступает все пестрое богатство подлинной жизни, искусство в расположении фигур и вы ражений, изящество и правда природы, В картинах же „Свеясий кавалер", „Раз борчивая невеста", „Сватовство майо ра", „Вдовушка" он является чистым наблюдателем жизни. Он не загромо ждает картин мелочами, в них сильно выступает правда и простота, чувстве художественной меры и равновесия, С любовным отношением к передаче природы и к рисунку у Ф. сочетается и тонкое живописное чувство. Он дает красиво смягченные свет и тени, раз брасывает красочные пятна и очень удачные сочетания. Удивительно от ношение Ф. к иоусству. Он был его подвижником, фанатиком. Он все при нес в жертву ему: отказался от любви, от женщины, чтобы оставаться одино ким, итти прямо к цели до конца дней своих. Этот труд, непрерывный и упор ный, он считал величайшим наслажде нием жизни. Он жил уединенно в тес ной квартире, довольствовался деше вым обедом из кухмистерской, сидел в холоде, укутанный в халат и тулупчик, и работал, чтобы добиться желан ного, сделаться наетоящимхудожником, Утром он писал, пока было светло, этюды и картины, вечером делал эскизы ка рандашом. Даже у знакомых, куда он позволял себе раз-два в неделю захо дить, он болтал и слушал музыку с карандашом в руках. Делая прогулки он искал натуру, типы. Даже во время сна его возбужденный мозг продолжал работу. Тогда он вскакивал с постелв и делал наброски, стараясь закрепить создавшийся эскиз. Т р у д его был пла менный и неотступный. Он упорно до бивался технического уменья и яркого сильного, глубокого выражения сю жета. Ф. набожно служил искусству Е принес себя в жертву ему. У него ш было учеников и ближайших последО' вателей, но он дал поворот всей pye ской живописи, открыл ей новый путь У него не было и учителей — о н бьи самородком, созданным не академией а жизнью. Значение Ф, заключалось Ф. заболел душевным недугом, и, по страдав около полугода, 14 января 1852 г. скончался в больнице для ума лишенных. Ф. обладал и литературным талантом. Он писал объяснительные поэмы к своим картинам и басни. В авто биографическом отношении интерес представляют басни „Пчела и цветок" и „Тень и Солнце" Под видом цветка он разумел себя, лишенного средств и потому вынужденного прозябать в тени на положении посредственности. Кроме стихотворений юмористического и нрав ственного характера, Ф. сочинял песни и романсы, перекладывал их на му зыку и пел звучным приятным тено ром, играя на гитаре или фортепиано. Как художник и человек, Ф. одна из крупных личностей. Ф.—поэт строгой действительности, искатель правды. Он изображал быт типичных купцов, мелких чиновников, который впитал в себя в Москве, и быт военных, кото рый изучил в Петербурге. Творчество Ф. направлено на изображение под линной жизни. Поэтому его картины— прекрасные отрывки его века со всем ароматом 40-х годов. Он черпал из бо гатой сокровищницы своих наблюдений и стены, и потолки, и обстановку, и типы. Это не было простым перенесе нием на полотно кусочков натуры. Это было просветленное талантом воспроиз ведение глубочайших тайн жизни. Он поражает проницательностью, умением проникнуть в глубь характера, схватить самые мимолетные подробности движе ния и мимики. Правда, Ф. долго считал искусство средством, много говорил о том, что каждое его произведение должно содействовать исправлению нравов, изображал комедии и драмы поучительного характера, в стиле Гогарта, с множеством пояснительных подробностей, склонен был мешать ли тературу с живописью и дополнять одну другою. Были случаи, что живо пись переходила в словесный рассказ, который он дополнял еще стихотвор ным объяснением. Но даже в этот пе риод, даже в нравственно-критических произведениях поучительность блед неет перед яркою истинностью образов, перед страстным стремлением худож ника выразить непосредственное впе чатление жизни, и выступает не пропо