
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
591' ЭКОНОМИКА И НОВЕЙШАЯ ТЕХНИКА ТРАНСПОРТА. 592'- форме сухих дисков, или дисков, работаю щих в масле. В некоторых конструкциях одна серия дисков покрываетсяв обеих сто ронах фрикционным материалом в виде па тентованной ткани. Следующим за сцеплением в составе трансмиссии автомобиля механизмом являет ся коробка скоростей (рас. 7 и отдельно рис. И), служащая для изменения скорости имеются шестерни (7 и 9) для изменения вращения. Третий вал (2) коробки скоро стей, составляющий как бы продолжение первого вала, может вращаться свободно шипом в гнезде первого вала. Этот вал пе редает движение трансмиссии автомобиля На калиброванной его поверхности (12) передвигаются каретки с нарезанными зуб чатыми шестернями (б и 8). При передви жении той или иной каретки соответствую щая шестерня сцепляется с шестерней про* межуточного вала, и таким образом и вме няется число оборотов, передаваемых на заднюю ссь. Кроме того, по лобовой поверх ности шестерни постоянного сцепления (4) первого вала нарезаны зубцы (11), с к ото рыми входят з сцепление соответствующие зубцы (10), нарезанные по лобовой поверх ности ближайшей каретки (8). При сцепле нии этих двух последних шестерен полу чается непосредственное сцепление первого вала с третьим, т.-е. совершается прямая передача. Применяются деухскоростные и четырех скоростные коробки скоростей. Рис. 10* Многодисковое сцепление движения автомобиля и его ваправ.чепия. Посредством коробки скоростей может быть выключен мотор, и вращение его вала не передастся задним ведущим колесам. Может изменяться число оборотов переда ваемого задним колесам вращения или изменяться направление вращения. С И1менепием числа оборотов, передаваемых зад ним ведущим колесам, изменяется окруж ное усилие, действующее по поверхности Р и с . 12. Крестообразный ш а р н и р . Переключение шестерен достигается посред ством рычага, движущегося в соответствую щих вырезах. Карданный вал (рис. 7), следующий за коробкой скоростей, имеет с одного конца или с двух концов универсальные соедине ния или шарниры различных конструкций. В некоторых случаях применяются сцепле ния в форме крестообразных шарниров (рис. 12) или скользящих соединений. В дру гих случаях применяются соединения по средством дисков, состоящих из несколь ких слоев прорезиненной ткани. Рис, 11. Коробка скоростей (холостое положение). Карданный вал передает вращение по средством червячной передачи, конической шин задних колес, что бывает необходимо зубчатой передачи или винтовой передачи при изменении дорожных условий движе коробке дифференциала (рис. 13), в кото ния автомобиля. Коробка скоростей состоит рую введены с боков концы полуосей с из картера, в котором имеются 3 вала. Ве зубчатыми колесами, наглухо на них закреп дущий вал (1) получает свое вращение от ленными. В наиболее часто встречающихся главного вала мотора и передает вращение конструкциях эти зубчатые колеса пред промежуточному валу (3) коробки скоро ставляют из себя конические шестерни, за стей посредством зубчатой передачи (4,5)* крепленные на внутренних концах полуоси; На промежуточном валу коробки скоростей, на наружных концах полуоси наглухо за кроме шестерни постоянного сцепления (5) креплены ведущие колеса артомобиля, По