
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
491' ЭКОНОМИКА И НОВЕЙШАЯ ТЕХНИКА ТРАНСПОРТА. 492' охранение усовершенствованного Т., вызвав при этом попадают в экономическую, фи повсюду огромное понижение хлебных цен, нансовую и часто такжг политическую за привела в последней четвзрти прошлого висимость от стран индустриальных, фор становятся их столетия к жестокому с.-х. кризису в стра мально или фактически нах сгарой земледельческой культуры. колониями и полуколониями, базой их сы Этот кризис и вызвал во всех странах ев рьевого снабжения (чему много содействует ропейского континента широкое покрови регулярность грузового движения при па тельственное направление таможенной по ровом Т.), либо рынками сбыта для круп литики с целью ограждения местного зе ных отраслей их промышлсндости (как мледелия (см. X L V , ч. % 435/39). Влия Индия для текстильной промы аленности и тем ние жел. дорог и морского Т. на земле Ланкашира), либо одновре^еил* делие не ограничивается только тем, что и другим (Австралия для мон/лия). Этот они облегчают и удешевляют доставку процесс обособления с:ран А областей про его продуктов на более отдаленные рынки. изводства пр >довольственных средств и сы Одновременно с этим они оказывают со рых материалов от стран и областей про действие и самому процессу земледельче мышленных проявился и у нас, с одной ского производства, путем дешевой доставки стороны, по отношению к промышленным с.-х. машин, орудий, удобрительных веществ, странам Зап. Европы, в чрезвычайном р CTCS улучшенных семян и т. п. Общий резуль вашего хлебного экспорта, а с другой, в тат всех происшедших под влиянием усо отношении нашего собственного экономи вершенствованного Т. изменений может ческого развития, в росте и развитии на быть суммирован в виде положения, что шего цеитрального промышленного района. в настоящее вргмя, в отличие от прежнего, Наш хлебный вывоз, составлявший в 1861— производство и харзктер хозяйственной 70 гг. в среднем ежегодно 1,8 млн. тонн, системы каждой области определяются в в десятилетие 1901—10 гг, достиг 10,7 зависимости не от географического поло млн. тонн. Если бы наш центральный про жения ее пэ отношению к рынкам сбыта, а мышленный район, возникший еще до на от совокупности ее естественных и эконо чала сооружения жел. дорог, был вынужден довольствоваться топливом, сырьем и сред мических условий. На ряду с тем идет обособление стран ствами продов ;льствия, доставляемыми из промышленных и аграрно-сырьевых. Гран ближайших к фабрикам и заводам окрест диозная система современного парового Т. ностей, то, конечно, развитие этого рай >на сложилась потому, что она освоб. ждала давно остановилось бы. Только проведение страны, имеющие малоплодородную почву железных дорог, как прорезавших его не и больше данных для промышленного раз посредственно (Шуйско-Ивановская и не вития, от их зависимости от мерного про которые из дорог, примкнувших к Москве), довольствия и сырья и местного рынка так и дорог, соединивших его с более от сбыта изделий. С другой стороны, страны даленными земледельческими и лесными и области с более благоприятной почвой, но районами, создало необходимые условия отсталые в промышленном отношении, по для возможности дальнейшей концентрации лучают возможность широкого развития фабричного населения в определенных про своего земледелия, которое в прежнее мышленных пунктах и для дальнейшего время встречало непреодолимые препятст обособления промышленных районов от вия в ограниченности своих рынков сбыта. аграрных. Первоначально необходимые для Но при этом, вследствие малой производи центр.-пром. района мука, зерно, рыба, тельности своего убогого крестьянского хо мясо, дрова прибывали сюда гужом и во зяйства, эти страны вынуждены отдавать дой. Вновь проведенные железные дороги странам промышленным гораздо больше по преимуществу и занялись подвозом в своего труда, 4L*M получают от них в виде центральный промышленный район хлеба, продуктов их капиталистической индустрии, скота и всяких жизненных продуктов (юж становясь для ннхобъектом жестокой экспло ные подмосковные дороги), дров (-Москов атации и источником огромной сверхпри ско Брестская), каменного угля (Московскобыли. В силу того, подобно контрасту между Курская), впоследствии — неф ги (Н ижегогородом и деревней внутри отдельных родская и Ярославская), а также фабричного стран, но еще в гораздо большей стеаенн, сырья. усиливаются различия в экономическом и Дороги, построенные у нас в-60-е и 70-е политическом развитии между различными годы прошлого столетия, служили главным государствами, неравномерность роста пе образом интересам сельского хозяйства и редовых промышленных государств, аграр- нишей внешней торговли, но до самого но индустриальных и отсталых чисто зем конаа 70-х годов оказывали сравнительно ледельческих, что находит свое отражение, лишь небольшое влияние на нашу промыш между прочим, и в степени развития в них ленность, добывающую и пер рабагываюусовершенствованного Т. Аграрные страны щую. Влияние это начинает р шнтельным