
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
391 Тюркские литературы. 392 мойлович: «Драматическая литература сартов», в петербургском «Вести. О-ва т. II, 1887, тт. V I I и V I I I , 1892-1893); Востоков.», 1916, У& 5; Б. Пестовский: ср. еще записанную Н. Остроумовым «Узбекский театр», в ташкентском жур в Коканде (1891) сартскую песню-са нале «Искусство и жизнь», 1922, Ук 1, тиру на хлопчатобумажного скупщика- с продолжением в ташк. журн. «Наука пройдоху: «Виктор-бай» (в «Зап. Вост. и проев.», 1922, М J; перепечатано поОтд.», т. I X , 1895, стр. 87—92; см. еще узбекски в журн. «Инкыляб», «Револю его же «Сарты», 3-е издание, Ташк. ция», 1922, Л 3 и & 4). Некоторые из 1908, стр. 73 и 79); или см. записанную драматургов—одновременно и лирики, А. Самойловичем песенку-сатиру таш и с переживаниями своего личного «я», кентских сартов на русские железнодо и е патриотической памятью о старине, рожные и административные порядки: напр. Чулпан. Патриот-лирик—Ильбек, «Вот вагонный пассажир» («Зап. Вост. автор сборников «Кузгиляр», 1925, и Отд.», т. X I X , 1909, стр. 0159 — 0163). «Ялкунляр», 1926. Контрастом этим те В X X в. мы видим, как народный перешним националистам являются средне-азиатский язык понемногу про пролетарские злободневные поэты, пре никает и в искусственную литературу, имущественно подражающие Демьяну то в виде хаотической смеси с етаро- Бедному, но покамест все это очень джагатайской речью, то даже в доволь слабо (см, статью А. Аршаруни в «Но но чистом виде, именно на сцене. Под вом Востоке», 1929, кн. 26—27). Можно влиянием литерат. примера казанск. бы рассчитывать, что новейшая дра и азерб. татар, завелся свой театр и матическая литература явится пред в Туркестане, и понятно, что в уста течею и новой среднеазиатской бел действующих лиц неестественно было летристики в европейском духе, а в бы влагать совершенно мертвую угас частности — с новым, советским на шую старо-джагатайскую речь. Сперва строением. Пока-что дело подвигается пьесы разыгрывались бродячими труп медленно; и приходится отмечать да пами на базаре, а с 1912 года—на та же такие, казалось бы незначитель ких же театральных сценах, как в ные, литературные явления, как сокра казанском и русском театрах. Отцом ново-джагатайской драматической лищенный сартский перевод «Робинзона тературы считается ходжа-Бехбуди в Крузо», 1911. Еще медленнее разви Самарканде (уб. 1919), автор драмы вается на ново-джагат. языке литера «Отцеубийца» («Педер-кюш»); за ним тура научная, в новом духе. Лучше последовали другие, напр. Абдурруф всего идет история в общем смысле Шехиди (драма «Харемпые», из жизни и история тюрк, литературы в виде духовенства, Наманган, 1912), и к на отдельных статей или монографий. От шему времени число среднеазиатских метить можно, напр., работы Гази Ха драматургов значительно возросло. лима Юнусова да небольшую компиля Современный нам Фатрат дает рево тивную «Историю Бухары» Салиеза; а люционные пьесы из жизни британской па Всесоюзном тюркологическом съез Индии («Истинная любовь», «Индус де в Баку в 1926 г. сообщено было об ские революционеры»); Абдулла Бадра изготовленных узбекских переводах воспроизводит деспотизм бывших пра двух известных ориенталистических вителей Бухары («Разбойник Намаз*); трудов: «История Бухары» Вамбери и Чулпан посвящает свое творчество «Туркестан в эпоху монгольского за образам передовых женщин-мусульма воевания» В. Бартольда (с элегиче нок («Восстание невольницы», «Яркын ским примечанием: «К сожалению, пе Ой»); Гулям Зафари (председатель го- ревод этой книги до сих пор еще не суд, театр, комиссии Туркест. республи издан и ждет очереди», стр. 53). По истории тюрк, литературы выделяется между прочим, публицистически откли кался простонародными песенками на явления и события современности. Изгнание Худояр-хана из Ферганы (1875) народные сартские певцы опла кивали особыми печальными песнями (изд. Н. Остроумов в «Зап. Вост. Отд.» ки) компонует первую узбекскую опе ру «Халима», содержащую протест про тив исконного рабства мусульманской женщины. Известны еще драматурги— Гази Юнусу Уйгур и др. (см. А. Са