
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
191 Турция* 192 •которых подсказывает ему «грозность» (см* торговля, Х Ы , ч. 8, 441/50). С изме на манер турецких султанов, как необ нением путей мировой торговли эта ходимое условие государственной спра роль Т. стала быстро снижаться. При ведливости, и восклицает: «О если б этом выяснилось, что за период торго к московской истинной вере да правдавого процветания турки не показали турецкая» так ведь с русскими сами себя способными ни к созданию проч ной гражданственности, ни к под* •ангелы беседовали бы!» нятию экономического уровня народа, В то самое время, когда европейцы превозносили и веротерпимость, и ни к развитию производительных ^справедливый общественный строй, и сил своих безграничных владений. политическую прочность Османской Турецкое государственное хозяйнича державы, в ней уже с очевидностью ние было, скорее всего, полным отсут начинался поворот к худшему. Госу ствием планомерных государственнодарственное здание уже подтачива хозяйственных задач. Пока в Стамбуле лось изнутри. Преувеличенное идеали и главных городах находились богат зирование Т. было основано на недо¬ ства, свозившиеся в X V — X V I вв. из разумении, на непонимании. Даже разных покоряемых областей, султанам такая, казалось бы, неоспоримая черта, и вельможам можно было сверкать как свобода религии турецких поддан ослепительной роскошью, строить ва ных инородцев, совершенно не была ликолепные мечети, меценатски под подлинной веротерпимостью. В своей держивать литературу. Когда средства •собственной религии, в мусульманстве, истощились, а привычка жить богато всякое разномыслие строго каралось и расточительно сохранилась, турец у турков; еретики подвергались мучи кие вельможи, правители, чиновники тельным казням; мусульмане-шииты стали выколачивать деньги из обыва при Селима Грозном подвергались, телей самыми неразборчивыми спосо как мы видели, массовому истреблению* бами — взятками, вымогательствами, Терпимость турков к христианской и разорительными поборами, продажею еврейской вере и невмешательство в правосудия, а правительство — прода их вероисповедные тонкости —это в жею должностей с откупа. И внешне большой степени было проявлением политическая, военная мощь Т., так пренебрежительного отношения к по эффектно проявившая себя при Ме корным рабам-неверным. И достаточно хеммеде Завоевателе, Селиме Грозном •было для турецко-подданных христиан и Сулеймане Великолепном, таила в показаться непокорными или опас себе зерна гибели для государства и ными, как тотчас возникала мысль задаток своего собственного разложе о поголовном истреблении* Тот же Се ния. Вершителями судеб Османской лим I Грозный серьезно поставил этот державы почувствовали себя войска, вопрос о христианах в своем государ янычары. Они создавали внешнее мо ственном совете, в присутствии мюф- гущество империи; при смене царство тия (1519), но тогда проект был отло вания они помогали тому или иному жен, как неудобоисполнимый. При по претенденту утверждаться на престоле следующих султанах —после X V I в., (Селим I Грозный с их помощью, путем вплоть до нашего времени —массовая военного бунта, низложил своего отца, резня христиан сделалась типичною Баезида П Святого); и они, естественно, чертою, своего рода нормою полити считали себя в праве распоряжаться ческой программы для государствен и внутренними делами государства. ной жизни Т. Экономическое благопо Эти стремления стали пробиваться, лучие и правовое благоустройство когда после Сулеймана Великолеп Османской державы, прославленные ного началось вырождение династии -европейцами X V — X V I вв., также бы Османа. Сулейману наследовал Селим II ли крайне обманчивы и эфемерны. Пьяница (1566—1574), сын его от сул Экономическая сила Т- как и успеш танши Роксоланы, украинской плен ные завоевания ее, обуславливалась ной поповны из галицкого городка Ро значением Константинополя в товаро гатина, которая имела огромное влия обмене между Западом и Востоком ние на своего мужа и заставила его