
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
147 Туркестан. 148 ткания и политического смысла. Одна ко, трудная внутренняя обстановка не помешала произойти событию, имевше му огромное значение в культурной -жизни Ср. Азии. Б долине Таласа араб скими войсками в 751 г. были разбиты китайцы. По словам В. В. Бартольда, •здесь был решен вопрос, «которой из двух культур: переднеазиатской—мусу льманской или дальневосточной будет принадлежать господство в Т.». Но, лик видировав навсегда китайские претен зии на Т. (Мавераннахр), арабы не уничтожили турецкой опасности. Распавшись после победы арабов в 739 г. на ряд мелких степных владений, турки не переставали делать нападе ния па культурные области Мавераннахра. Только этим можно объяснить -появление во второй половине V I U в. длинных заградительных стен, должен ствующих охранять наиболее культур ные области от беспокойной степи. Они •проводятся в разных районах: вокруг культурных земель Бухары и от Сырдарьи до гор Кара-тау; последняя стена должна была защищать культурную полосу Чирчика. Остатки бухарской -стены сохранились до наших дней. Уп равляемый, до образования государ ства Саманидов, непосредственно из Хорасана, Т. уже в первое столетие •арабской власти вступил в полосу боль шого культурного подъема. Прочно •«связанный с областями Передней Азии, -он завязал с ней правильные торго вые и культурные сношения. На этой лочве наблюдается рост городской ре месленной промышленности и кара ванной торговли. Правда, арабы не -строили новых городов, но старые, осо бенно Мерв, Бухара и Самарканд (со хранивший роль главного города) зна чительно выросли. Внешне это вырази лось в том, что старые «шахристаны» обрастают торговыми предместьями («рабадами»), куда повсюду и будет по степенно переходить главный пульс -городской жизни. Росту ремесла и тор говли в городах, несомненно, содейст вовали и переселенцы из разных рай онов Передней Азии — арабы, персы и -евреи. Но городская культура не сразу убила земельную аристократию. Фео далы потеряли только политическую класть, свои же огромные земли, так же, как и влияние (преимущественно экономическое) на крестьян, они сох ранили. На ряду с экономическим подъ емом мы наблюдаем и рост духовной культуры. Арабская власть и кара ванная торговля принесли с собой ис лам и систему мусульманского про свещения. Под их энергичным напором зороастризм, буддизм и несторианство начинают постепенно исчезать. Уже с начала V I I I в. в городах Т. начинается строительство мечетей. К сожалению, от V I I I и IX вв. не сохранилось ни одной постройки. По всей вероятности, в ту же эпоху началось постепенное вытесне ние старого согдийского языка таджик ским (очень близким к персидскому). Замена эта происходила под сильным влиянием персидского переселенческо го элемента. Согдийский язык сохра нился только в горах, в долине Ягноба. Самое слово «таджик» (от слова «тай»— название одного из арабских племен), которое постепенно перешло на корен ное иранское население, первоначаль но обозначало арабов-мусульман, по том стало обозначать мусульман во обще и, наконец, приняло этнографи ческое значение, как имя коренного иранского населения Т. (ср. таджики). Дольше других мест продержался ста рый иранский язык в Хорезме, но и здесь он был заменен другим, однако не персидским, а под влиянием сосед ней кочевой степи — турецким. Про цесс отуречения закончился, повиди мому, только в середине X I I I в. В I X в. в халифате стала склады ваться обстановка, при которой начал ся процесс фактического отрыва во сточных областей от центра (см. X L V , ч. 2, 99). Одним из важнейших послед ствий этого процесса и является об разование государства Саманидов (875— 999) со столицей в Бухаре. Являясь главной, наиболее богатой и устойчи вой частью саманидского государства, Мавераннахр достиг в эту эпоху боль шого материального благосостояния, внутреннего благоустройства й высо кого культурного подъема. Об этой эпохе мы имеем сведения более пол ные, чем о какой-либо другой, благо даря расцвету в I X и X вв. арабской географической литературы. Саманидское государство было первой и вме-