
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
89 Тургенев. 90 кренням, чуждым «сочинительства, ре- достоинство, что «никогда не отпра торики» и тенденции. Одухотворенное влялся от идей, а всегда от обра идеалами писателя, оно не будет ни зов». По его убеждению, «точно и простым подражанием, ни сухим «нату сильно воспроизвести истину, реаль рализмом». В конце-коицов Т, испове ность жизни—есть высочайшее счастье дует художественный реализм и ста для литератора, даже если эта истина вит ему социальные целя. От писателя не совпадает с его собственными сим требуются, кроме таланта, знание жиз патиями». Нам известно теперь, как ни, постоянное общение с изображае собирал он «документы жизни», необ мой средой и серьезная образован ходимые для творчества; нам известны ность. Чем богаче внутренний мир прототипы многих его героев; извест поэта, тем выше его творения. «Greift на его манера составлять предвари irar liinem ins voile Meuscheulebeu», тельно «формуляры» своих героев, Т. повторял Т. слова Гете, «Художество— сознательно стремился к тому, чтобы говорил он в 1880 г, в речи о Пуш стать социальным художником. Сквозь кине, — есть воспроизведение, вопло поэтический, нередко ажурный рису щение идеалов, лежащих в основах нок, сквозь утонченную форму его народной жизни и определяющих его произведений всегда видна недрем духовную и нравственную физио лющая мысль русского интеллигента, номию». Писатель должен понимать имеющего свои общественные убежде «те законы, по которым движется ния и свою философию жизни* «Я жизнь и которые не всегда выступа стремился»,—говорил о себе Т.,-^«на ют наружу; нужно сквозь игру случай сколько хватало сил и уменья, добро ностей добиваться до типов»-. Такова совестно и беспристрастно изобразить поэтика Т. Ей оставался он верен и в и воплотить в надлежащие типы и то, своем творчестве. что Шекспир называет the body and pressure of time (самый образ и да У Т. есть своя творческая манера и свой художественный стиль. Его го вление времени), и ту быстро изменя лос—мягкий» без металла. Его тон — ющуюся физиономию русских людей музыкальный и лирический, с оттен культурного слоя, который преимуще ком женственности* Его любимый ственно служит предметом моих на жанр — лирическая новелла, и самые блюдений». Динамика тургеневского его романы сохраняют черты этого творчества — динамика самой русской жанра. Поэт прежде всего, Т. был чу жизни, как преломлялась она в созна ток к изяществу формы и требовал, нии дворянской интеллигенции. Сна как от других, так и от себя, чтобы чала Т. сознавая себя неотделимой искусство прежде всего было искус частью известного целого; он как бы ством: «в деле искусства вопрос; как?— находился в самом кругу изображае важнее вопроса: что?» Т. тщательно от мых явлений. Поэмы и лирика, повести, делывал свои произведения, виртуоз рассказы и драмы сороковых годов но пользуясь поэтическим богатством даже сами «Записки охотника», —всё русского языка, которому он сло это говорит об органической связи жил свой знаменитый гимн. Специаль писателя с миром его героев. Разры ными исследованиями «мелодики» тур ва нет. Далее наш художник уже от геневской прозы убедительно доказаны ходит в сторону, переступает через ее высокие достоинства. Зрелые тво круг, и сбоку, с некоего возвышения, рения Т. отличаются простотой и лег начинает зарисовывать то, что оста костью архитектоники, кристальной лось по ту сторону круга. Это—поэ прозрачностью образов, благородством тические итоги законченного фазиса всего художественного стиля. Даже то, и поэтическое прощание с покинутым что не без основания кажется теперь миром. Это —«Рудин» и, особенно, перл «старомодным», слишком литератур его творчества —«Дворянское гнездо» ным, имеет свою прелесть, как всякая Любовно, но решительно расстался Т. художественная старина. В приемах с дворянским прошлым, чтобы тотчас своего творчества Т. хотел быть пи устремить свои глаза в ту сторону, сателем-реалистом. Он вменял себе в где рождалось новое. Бодро встретил