
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
87 Тургенев. 88 ром т. н. физиологических очерков (среди неосуществленных замыслов сохранилось десять сюжетов для физиологических очерков). Но в нем зрел самостоятельный художник, мас тер новеллы и романа. В 1852 г., после издания «Записок охотника», он созна тельно стремится к тому, чтобы пре одолеть свою «старую манеру», в ко торой чувствовалась несомненная за висимость от литературных предше ственников. В1853 г. Т. принимается за романы. Первая попытка осталась не завершенной; напечатан лишь отры вок под заглавием «Собственная гос подская контора» (1859). В 1855 г. он начал роман «Гениальпая натура», который в 1856 г. был напечатан под заглавием «Рудин». Этим открывается целая сюита знаменитых романов Т.: «Дворянское гнездо» (1858), «Накану не» (1859), «Отцы и дети» (1861), «Дым» (1867), «Новь» (1876). Было намерение продолжать роман «Новь», но старев ший и больной писатель мог дать лишь свои художественные миниатю ры — «Стихотворения в прозе» (1878 —• 1882) да повести: «Песнь торжествую щей любви» (1881) и «Клару Милич» шать эстетику» и устанавливать собственные литературные канопы. Повесть Помяловского «Молотов» про извела на него впечатление «чего-то нового и свежего», несмотря на все «недостатки молодости». Решетниковы, Успенские, Слепцовы и т. д. тоже не лишены способностей, но,—говорил Т., «где же вымысел, сила, воображение, выдумка где?.. Правда—воздух, без ко торого дышать нельзя; но художество — растение, иногда даже довольно причудливое, которое зрезт и разви вается в этом воздухе. А эти госпо да — беесемянники, и посеять ничего не могут» (в письме к Полонскому от 1868 г.). У Глеба Успенского таланта в десять раз больше, чем у Николая, «но тоже очень всё однообразно и бедно красками» (в 1875 г.). Не долюбливал Т. также Некрасова, предсказывая ему скорое забвение, «потому, что в деле поэзии живуча только одна поэ зия и что в белыми нитками сшитых, всякими пряностями приправленных, мучительно высиженных измышлени ях «скорбной музы» г- Некрасова — ее-то, поэзии-то и нет на грош, как нет ее, например, в стихотворениях (1882). всеми уважаемого и почтенного А. С. Среди литературных группировок Хомякова». Славянофилов Т. постоянно своего времени Т. занял совершенно упрекал за тенденциозность творче определенное место и в рамках худо ства. Даже к Салтыкову-Щедрину жественного реализма создал свой, и Достоевскому относился он весьма тургеневский стиль. «Я один из писа критически. Молодому Толстому же телей междуцарствия—эпохи между лает он «свободы, свободы духовной» Гоголем и будущим главою», говорил в «Анне Карениной» находил «отсут Т. в письме к С. Т. Аксакову от 1856 г- ствие настоящей, художнической сво Считая Гоголя «великим поэтом, вели боды». Художник Лев Толстой всё жеким художником», защищая его от был ему близок. В 1869 г. он считал нападок со стороны Дружинина, Т. в Толстого «самым даровитым писателем то же время благоговеет перед Пуш во всей современной европейской ли киным: в молодости он считал послед тературе» и полагал, что тот уже стал него «чем-то в роде полубога», а под главою русской литературы, которой старость (в 1882 г.) называл его «мой еще не было в эпоху «междуцарствия», великий учитель». Стремясь «к бес после Гоголя. В 1875 г. Т. рекомендо пристрастию и к истине всецелой», он вал Толстого французским читателям, считал необходимым сочетать вместе как первоклассного писателя-реалиста Пушкина и Гоголя. С Пушкиным, од (предисловие к французскому перево нако, у Т. было больше конгениально ду «Двух гуеаров»). Умирая, Т. шлет сти, чем с Гоголем. Гомер, Шекспир, слова любовного привета «великому Гете и Пушкин составляли его лите писателю земли русской». Отрицая ратурный Олимп. Классическая гармо всех, кто резко уклонялся от литера ния, аполлинизм — его эстетический турных заветов пушкинской поры, Т. идеал. Неприязненно встретил Т. по доказывал, что художественное твор пытку писателей-демократов «разру чество должно быть свободным, ие-