
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
85 Тургенев. 86. шгаской и гоголевской—принял острые жанром, в каком творил Т., была дра формы. Ход событий после севасто ма. Характерно, что уже первой поэме польской войны еще более поднял «Стёно» придал он драматическую интерес к спорной проблеме. Расцве форму. В 1836 г. он принимался пи тает «обличительная литература». Вы сать оригинальную драму. В сороко ступает Щедрин, чтобы широко и вых годах его пьесы стали появляться вольно развернуть поток своей сатиры. в печати: «Неосторожность» (1843), «Без Появление в литературе писателя- денежье» (1846), «Нахлебник» (1848), «Где разночинца с его демократическим тонко, там и рвется» (1848), «Месяц в де натурализмом вносит новый момент в ревне» («Студент», 1849), «Холостяк» литературную жизнь. Пытаются «раз (1849), «Завтрак у предводителя, или по рушить» старую эстетику и создать любовный дележ» (1849), «Провинциал новую, соответствующую общему ми ка» (1851), «Разговор на большой дороге» ровоззрению «мыслящих реалистов». (1851), «Вечер в Сорренто» (1852). Не Доносятся отголоски натурализма Зо которые из названных пьес уже в свое ля. Словом, в литературе происходили время попадали на сцену; держатся они большие сдвиги. Как и в других слу и до сих пор в репертуаре театров. И чаях, Т. старался отдавать себе созна это несмотря на то, что сам автор не тельный отчет в происходящем и за признавал в себе драматического та нимал среди споривших вполпе моти ланта и полагал, что его пьесы, «не вированную позицию. удовлетворительные на сцене», могут Не сразу Т. пашел свой жанр и свой представлять лишь некоторый интерес стиль; не сразу определилась и его в чтении. Вопреки этому мнению ав поэтика. Начинает он стихами — поэ тора, оказалось, что пьесы его очень мами и лирикой, т.-е. теми жанрами, интересны в стилевом отношении (ис которые были ходовыми в пушкинское следователи находят целую «смену и лермонтовское время. Поэму «Стёно» стилей» в его театре) и что Т. как бы (1834) можно прямо отнести к типу походя внес в драматургию свои ори ноты — психологическую байронических произведений. З а ней гинальные топкость анализа и мягкий лиризм: последовали поэмы: «Параша» (1843), «Поп» (1844), «Разговор» (1844), «Поме это —пьесы настроения, от которых щик» (1845), «Андрей» (1846). Впослед прямая линия тянется к театру Че ствии Т. невысоко ставил свои стихо хова. Т. любил театр, следил за его творные вещи. И, действительно, не жизнью, писал разборы пьес (Гедео тут проявил он главную мощь сво нова, Кукольника, Островского), оста его таланта. Тут еще много подража вил нам ряд неосуществленных замыс тельного. Однако, современная ему лов и даже под старость написал критика не обошла вниманием стихов четыре либретто к опереткам Поли Т. Позднейшее их изучение показало, ны Виардо. Всё же Т. прав, когда не что они в самом деле имеют свои ли считал драматургию своим подлинным тературные достоинства и во всяком жанром. Этим жанром была беллетри случае стоят не ниже среднего уровня стика, образцы которой давали Пуш тогдашней стихотворной техники. Т. кин, Лермонтов и Гоголь. К 1842 г. от не даром потянуло к стихам: в этой носится коротенький «роман» Т. «По форме молодой писатель легче всего хождения подпоручика Бубнова», а в мог выразить «поэзию» и лиризм сво 1844 г. уже печатается повесть «Андрей его настроения. Здесь сказались те Колосов»; далее идут повести и рас свойства его дарования, которые со сказы: «Три портрета» (1846), «Бретвсей силой проявятся в его зрелом тер» (1847), «Петр Петрович Каратаев» творчестве. Поэмы и стихотворные по (1847) и пр. В 1847 г. («Хорем и Каливести, как вообще в эволюции литера нычем») начата серия рассказов, со турных жанров, так и в творчестве Т., ставившая потом «Записки охотника» служат переходом к прозаической по (отдельной книгой вышли в 1853 г.). вести. Тематика как лирики, так и Т. не мог не подчиниться до известной поэм найдет себе продолжение в даль степени тогдашним литературным вку нейших его произведениях. Третьим сам; в частпости, он пользовался жан-