
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
83 Тургенев. 84 писателя. Временами его сердце вспы хивало от встреч с другими женщи нами, напр. с баронессой Вревской (1874—1877), которая умерла на посту сестры милосердия и которую Т. про славил в особом стихотворении в про зе, а под конец жизни — с артисткой М. Г. Савиной. Т. жаждал любви и не на ходил ее. Одиноким скитальцем приле пился он к краю чужого гнезда и со стороны смотрел на чужое счастьз. Эти личные неудачи, несомненно, оставили свой след в психологии и творчестве Т. «Один, один, как всег да»—вырываются не раз тяжелые слова из его груди. Положение услож нялось тем. что он, в сущности, поте* рял также свое «дворянское гнездо» хотя оставался крупным помещиком. двинула проблему демократической культуры в интересах «народа» и в соответствии с его идеалами, действи тельными или предполагаемыми. Про исходит борьба больших общественных идеологий, отражающих борьбу клас совых группировок того времени,— философского идеализма «людей соро ковых годов» и научного позитивизма «мыслящих реалистов», славянофиль ства и западничества, социального консерватизма и социализма. Широко развертывается народничество с его «хождением в народ» для целей куль турной и революционной пропаганды. Т. наблюдал все перипетии народни ческого движения,—его возникновение, апогей и угасание. При нем соверши лось убийство Александра И, и нача Уже в молодые годы Т. не мог от лась тяжелая реакция восьмидесятых даваться идиллическому покою дере годов. Страна содрогалась от социаль венской жизни. Рано почувствовал он, ных конвульсий, и жизнь находилась что воздух усадьбы отравлен крепост «па грани двух культур». ничеством. Крепостное право и связан Т. чутко реагировал на все эти яв ный с ним уклад жизни должны были ления. К «домашним» впечатлениям в рухнуть под напором новых экономи разное время присоединились и пере ческих факторов. Актом 19 февраля живания в общеевропейском масштабе, 1861 г. крепостное право юридически так как Европа испытывала тогда Шло отменено. Т. своими ушами слы глубокие потрясения в виде революций шал, как хрустнул организм барской 1848 я 1870 годов. Т. жил широкими жизни, и своими глазами видел, как интересами своей родины и Запада, наступил исторический перелом во который стал второй его родиной. Все всей русской жизни, как развертыва богатство пережитого и передуман лась эпоха «великих» реформ с ее на ного целиком вошло в его литератур деждами и разочарованиями. Несмотря ное творчество и многообразно отра на явные недостатки, крестьянская зилось в его обширной переписке. реформа повела к существенному из Насколько известно до сих пор, менению всей социальной структуры первым произведением Т. нужно счи -страны. Роль дворянства в социаль тать драматическую поэму «Стёпо» , но-экономической жизни пошла на написанную в 1834 г., когда автору' убыль. Большие успехи делает капи было всего 16 лет (первым произведе тализм. Возрастает экономическое и нием, появившимся в печати в 1836 г., социальное значение крестьянства, была рецензия на книгу А. Муравьева «парода». На ряду со всем этим приоб «Путешествие по святым местам рус ретают большой удельный вес те ским»), а последними его произвело* мелкобуржуазные, демократические ниями были стихотворения в прозе •слои, которые являются промежуточ и рассказ «Пожар па море» (1883). З а ными между дворянством и крупной эти полвека русская литература пере буржуазией, с одной стороны, и кресть жила бурную эволюцию. Пушкин еще янством, с другой. Дворянская интел лигенция увидела против себя интел был жив, когда Т. начал писать, и лигенцию демократическую, т. н. раз уже поднималась звезда Гоголя. Не ночинцев. В то время, как первая, в успел Пушкин умереть, как литера лице лучших своих представителей, турная критика (даже Белинский) уже теряла веру в правоту своей культуры, ставила вопрос о преимуществах го вторая с твердой убежденностью вы голевского направления. В пятидеся тых годах спор о двух школах — пуш-