
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
217 Третья республика—Треугольник. 218 «Музей живописной культуры*, помещенные отдельно от Т. г., в различных местах. В настоящее время Государственная Т. г. является самым крупным собранием произ ведений русского искусства; по числу картин национальной школы она из национальных галлврей самая большая и среди собраний Европы и Америки занимает одно из самых видных мест. Большое значение имеет Т. г. и как крупное историк о-художественное и про светительное учреждение. На протяжении больтле чем полувекового своего существования она была всегда одним из самых живых ху дож. музейных организмов России. Все вы дающееся, сильное, новое, что давало русское худож. творчество» всегда попадало в нее и становилось доступным широким массам, так как она всегда была открыта бесплатно для всех без исключения. До революции Т. г. была же только рассадником массового худож. обра зования и воспитания, но и местом социальнополитич. агитации и возбудителем теоретиче ской худож. мысли. Такие типичные и яркие в социально политич. отношении произведе ния, как «Крестный ход» Дерова, «Арест», «Иван Грозный», «Перед казнью» Репина, кар* тины Ге,—привлекали значительное количество посетителей и ве раз в разные сроки по требо ванию полиции изолировались как антирели гиозные и опасные в политич. отношении* Появление в стенах Т. г. произведений Вру беля, Малявина, Борисова-Мусатова и других, привлекал исключительное внимание, создавая заинтересованность формой и содержанием, будило худож. теоретич. мысль, обостряло во просы о судьбах русск. искусства, о б его сущ ности и задачах. 1923; «Изучение музейного зрителя», сборник 1-й, 1928; Пахом*, И. «Путеводитель по Т. г.», 1937;. Розен таль Jl. «Краткий путеводитель по у f Т. г.», Ш8; Лебедев, А., «Т. г.», в. 1. Н> Тарасов. Третья республика, название совр. франц. республики (первая республи ка— 1792-1804, вторая —1849-1852 гг.), см. XLV, ч. 1, 288 сл. Треугольник, фигура, составлен ная тремя попарно пересекающимися прямыми на плоскости (плоений Т.) или тремя дугами больших кругов на по верхности шара (сферический Т.). Точки пересечения линий наз. вершинами, а заключенные между ними отрезки пря мых или дут—сторонами Т. Плоские Т. по длине сторон разделяются на раз носторонние—о тремя равными сторо нами, равнобедренные—о друмя равны ми сторонами, и разносторонние—g тре мя неравными сторонами, а по свой ству углов—на прямоугольные^ с одним прямым углом (стороны, его заключав ющие, называются катетами, а проти волежащая сторона—гипотенузой), ту поугольные—в одним тупым углом, и остроугольные—t тремя острыми угла ми. Перпендикуляр, опущенный из к.-л. вершины Т. на противолежащую сто рону, наз. высотой; в равнобедренном Т. высота, опущенная на третью сто рону, является одновременно медианой (см.) и биссектрисой угла при вершине* Главнейшие свойства плоских Т. были известны еще древнегреческим ученым; основным из них является постоянство суммы трех углов Т., которая равна двум прямым; это свойство было до казано учеными пифагорейской шко лы (VI—V вв. до н, э.; о роли этого предложения в обосновании геометрии Собранные в Т. г. художественные произве дения были первоначально размещены по прак тическим удобствам. О 1Ш г. Т, г. стала си стематическим оборудованным музеем, и в вы ставочных залах коллекции ее размещались по иоторико-худож, прннцшн. Идя от икон, как живописных произведений древнего перио да русского искусства, произведения распо лагались по эпохам с выделением в каждой из н и х наиболее типичных и значительных худож. направлений. Начатая в 1928г.новаяразвеска показывает, насколько пополнилась Т. г. в как ето пополнение позволяет систематически про следить ход развития русск. искусства и эво люцию наиболее крупных мастеров вплоть до первой четверти XJL века. После революции, особенно в последние го ды, Т. г. развернула широкую деятельность, как научную (но систематизация собираемого материала и исследованию нового музейного зрителя), так и просветительную (по ознаком лению широких кругов с богатством собрания и п о популяризации искусства). Ею устроен ряд выставок. («У истоков русской живописи», «Суриков», «Русский рисунок 8а 10 лет Октябрь ской революции»), организован цикл лекций* экскурсий для ознакомления с галлереей и издан ряд «толковых» путеводителей. Н а ряду см. теоретические основании матемас втим она поставила на очередь изучение ин такщНЫ,ч. 7, 333740' сл.). Им же (или тересов, вкусов и реакций массового зрителя и типов экскурсионных групп. Необычайный самому Пифагору) принадлежит дока* рост (к 1928 г. число произведений дошло д о зательство знаменитой теоремы о ра 18.000),увеличивающаяся посещаемость (в 1898г. платных посетителей), недостаток места для размещения как картин, так и публики, поста¬ вили вопрос о постройке на новом месте спе циально приспособленного для Т. г. здания. О Т. г,: «Моск. Город, художеств, галлерея П. S С. М* Третьяковых» ред. и текст И. Остроухова и С. Глаголя; «Т. г.» (воспроизведение вартин), и з д . Фишера, 1908; Шамшурины, 3. а Ю. «Русская живопись в Т. г. и Румя&цевском музее»» 1910; «Сокровища русской живописи, Т. г.», изд. Лапиной, 1912; «Каталог художест венных произведений Т. г.», т. I, иэд, 27-е, 1917; % 100.000 чел, в 1818 Г.-200.000, в 1927 г.—228.685 Перцев, «По Т. г.», 1922; Моргунов, Я., «Т. г.», венстве суммы квадратов катетов пря моугольного Т. квадрату гипотенузы* Частный случай этой теоремы для Т. со сторонами 3, 4 и 5 был известен еще египтянам. Более глубокое изуче ние количественных соотношений в Т. повело к созданию особой науки—три гонометрии (см.), окончательно офор мившейся в ХУЩ в., а изучение во просов положения—к появлению в XIX