
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
359 Толстой. 360 ветствеяиых дипломатических поруче ний. В 1717 г. на Т. была возложена трудная задача—-уговорить царевича Алексея Петровича, скрывшегося в Неаполь от своего отца, возвратиться на родину. Успешно выполнивший ото дело (см. П, 218), Т. был сделан дей ствительным тайным советником и андреевским кавалером. В последние годы царствования Петра, Т. стано вится одним из приближенных царя, поручавшего ему множество разно образных дел. Кроме дипломатических поручений, Т. вместе с Бутурлиным и Ушаковым управлял канцелярией тай ных розыскных дел и заведывал коммерц-коллегией. Во время коронова ния Екатерины в 1724 г. Петр возвел Т. в графское достоинство. Принимая энергичное участие в возведении на престол Екатерины I , Т. в ее царство вание был сделан членом Верховного тайного совета. Борясь с честолюбивы ми замыслами Меншикова, стремивше гося сделать наследником престола малолетнего Петра Алексеевича и же нить его на своей дочери, Т., бояеь рас платы за свое участие в деле царевича Алексея, поддерживал кандидатуру Елизаветы Петровны. На этой почве он начал борьбу с Меншиковым, окон чившуюся победой последнего. Лишен ный чинов, орденов, деревень, Т. был сослан в Соловецкий монастырь, где и скончался. Е. С. Толстой, Ф. М., музык. критик и писатель, см. X I , 718. Толстой, Федор Петрович, граф, медальер, скульптор, живописец и гра вер (1783—1873), сын небогатого ека терининского генерала, жившего своим жалованьем, получил ограниченное образование в морском корпусе и на 19-м"году был выпущен мичманом в балтийский гребный флот. Т., как и мно гие его сверстники, увлекался театром, в особенности балетом, изучал хорео графию и мимику, фехтование и волтижировку. Но на ряду с этим у Т. очень рано пробудились интерес к зна нию, особенно к математике и к архео логии, и горячая любовь к пластиче скому искусству, именно к лепке из воска. „Увлекшись красотою статуй Греции", Т. „полюбил ее искусство*. Он много рисовал, старательно и долго изучал все, что касалось ее быта, одежды и утвари. В то же время он в качестве приходящего ученика на чал посещать академические медальер ный и рисовальный классы. Отдаваясь со всем пылом искусству, Т. жадно искал повышения своего скудного об разования и в кружках ученых архео логов и нумизматов Эрмитажа и в ли тературных салонах, где встречал ли тераторов, художников и музыкантов. К 1804 г. Т. окончательно определил свое призвание и покинул морекую службу. Два года ему приходилось перебиваться; но он неустанно рабо тал, „чтобы стать образованным чело веком и художником". Условия для этого улучшились в 1806 г., когда Т. получил место в Эрмитаже, и в 1809 г., когда он был назначен в монетный департамент в качестве медальера. К этому времени самоучка Т. создал ряд восковых и глиняных барельефов, которые он выставлял на академиче ских выставках и которые создали ему известность, так что в 1809 г. Т. был избран в почетные члены Акаде мии. В 1825 г. Т. был приглашен пре подавателем в медальерный класс и с 1828 г. занял должность вице-прези дента, а эатем товарища президента Академии, оставаясь на вей до конца жизни и пользуясь большим уваже нием и за пределами России в высших художественных кругах. Художествен ная деятельность Т. распадается по своему характеру на два большие периода. В первый период Т. живет в античном мире и проникнут класси цизмом. В это время он лепит ряд аллегорических медальонов на события 1812 — 1814 гг., четыре барельефа на сюжеты из Одиссеи (1816), статую нимфы Аганиппы, бюст дремлющего Морфея (1822) и с 1830 г. принимается за выполнение пером и гравюрой 63 больших рисунков-иллюстраций к „Ду шеньке" Богдановича. Во второй пе риод, приблизительно 1830 — 40 гг., Т. обращается к романтике и изображе нию святых. Он пишет картину на сюжет И8 шотландской баллады о короле Варвиге, делает рисунки к ба лету из скандинавских преданий, исполняет большой заказ на изобра жения святых для 12 дверей Храма