
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
695 Техническое образование. т в всеми свойствами военной армии, ибо в ней имеется и главный штаб, руко водящий ее действиями, и командный состав, направляющий деятельность от дельных групп этой армии, н громад ная живая сила—ее рядовые работни ки. А так как достижения техники редко остаются секретами отдельных стран и быстро становятся достоянием всего мира, то можно даже гово рить об интернациональном характе ре этой армии труда не только в со циальном, но и в техническом смысле. Однако, армия эта все же еще разде лена па национальные кадры, и пол ного согласования в технической ра боте отдельных стран нет, так что при ходится говорить пока о наличии са мостоятельных технических армий в отдельных странах. Формирование этих армий возможно лишь на основе пред варительной подготовки их личного состава, и эта-то подготовка и есть за дача Т. о. Первое положение, которое следует установить по поводу Т. о., заключает ся в том, что таковое должно опи раться на общее образование, ибо только общее образование, достаточно насытившее страну, подымает ее куль турный уровень на выеоту, позволяю щую легко вербовать из состава насе ления потребное количество техниче ских работников. Лорд Кельвин пишет в одном своем труде, что для разре шения любой трудной задачи необхо димы „onIy common sense and intelli gible way of looking a subject", т.-е. „необходимы лишь здравый смысл п уменье вполне сознательно и разумно оценить проблему". Эти свойства, столь ценные для технического ра ботника, даются только общим обра зованием, а потому-то широкое раз витие общего образования есть не обходимая предпосылка для развития образования технического. Высшие тех нические школы немыслимы без уни верситетов; средние технические шко лы—без широкого развития общеобра зовательных средних школ; профес сиональные ш к о л ы - без достаточно го развития начальных форм обуче ния. Общее образование ие должно, конечно, вестись отвлеченно и должно заключать в себе элементы целевой установки вплоть до университетов включительно, но придание всей си стеме образования исключительно при кладного характера было бы ошибоч ным и снизило бы общий культурный уровень страны. Второе положение, которым следует руководиться при создании сети тех нических школ, заключается в необ ходимости согласовать численность и пропускную способность школ разных ступеней с нуждами страны и ее технических армий. Наибольшего раз вития должны достигать профессио нальные школы, подготовляющие ква лифицированных рядовых работников технических армий, и число таких школ доллшо быть огромно. Некоторое* облегчение этой трудной задачи мо жет быть достигнуто приданием ряду начальных школ профессионального* уклона, но без ущерба для целей об щего образования, как то указано вы ше. Средние технические школы долж ны быть многочисленны, гораздо много численнее, чем высшие школы; считает ся, что число средних техников долж но относиться к числу высших техни ков, т.-е. инженеров, как 5 : 1 или близко к этой пропорции. Число же высших школ должно быть согласовано с по требностями страны в инженерах. Вы ше отмеченные три ступени профес сионально - технического образования должны быть самодовлеющими в том смысле, что каждая ступень дает за конченное образование и не является, как правило, подготовкой к следующей ступени. Третье положение, важное для пра вильной постановки Т. о., заключается в том, что в виду его исключительного значения для страны оно не должно ограничиваться стенами школ, а долж но широко распространяться в мас сах и в обществе внешкольными пу тями. К таким путям относятся пу бличные популярные лекции д л я раз ных категорий слушателей, постоян ные и передвижные выставки, цен тральные и местные технически© музеи, устройство съездов по профес сиональному п Т, о. и т. д. Наконец, последнее, четвертое поло жение сводится к тому, что Т. о. долж но вестись в постоянном контакте е