
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
641 Сюа-шавь—Сябры. 642 О Доннеля (1809—1811). За это С. получил маршальский жезл и титул герцога. Когда судьба повернулась против французов, С. шаг за шагом отстаивал завоеванную территорию, а потом вместе с Сультом успешно за щищал южную границу Франции. Во время Ста дней перешел на сторону Наполеона и командовал альпийской армией, за что подвергся преследова ниям со стороны реставрации.—Сбыл одним из самых способных соратни ков Наполеона. Лишь позднее начало активной карьеры и действия на второ степенных фронтах помешали ему выдвинуться так, как давали ему на то право его таланты. См. о нем Barault-Jtoullon (1854). Л. Дж. Сюа-шань, горная цепь в Китае, см. XXTV, 192. Сябры, совладельцы, складники, пред ставляли собою общественно-хозяйст венную организацию, весьма распро страненную на севере Великороссии в X V — X V I I вв. О С в историко-юри дической литературе было высказано много отдельных мнений. В. 0. Клю чевский — один иа первых обратил внимание на „институт сябровства*. Ключевский, при изучении хозяйствен ной деятельности Соловецкого мона стыря в Беломорском крае, отметил наличие сябровства в крае, как резуль тат развития коллективно-хозяйствен ной деятельности: именно в Поморьи компаниями вдвоем, втроем покупали землю и селились на ней. А. Я. Ефименко — первая подвергла институт сябровства тщательному изучению. Она выводит его происхождение из „представления о кровном родовом союзе — печище, как владельце позе мельного целого —деревни". Распаде ние кровного союза влекло за собою образование искусственного союза, т.наз.„сябровства, или складничества". Последний возникал в трех случаях: 1) при проникновении в семейный союз посторонних лиц. 2) при покупке посторонними лицами доли деревни, 3) при нераздельном пользовании не которыми „вопчими угодиями". Ефи менко также полагала, что союзы сябровства могли возникнуть и другим образом, не только вследствие раз ложения большой семьи. Основная точка зрения Ефименко была воспри нята большей частью исследователей. А. А. Лаппо-Данилевский признает, что в основе складничества-сябров ства лежат родственные отношения. С — это товарищество, сообща владею щее землею в одной меже и имеющее одну купчую грамоту. Каждый С. пользуется своим участком земли, но только без права распоряжения своей землею помимо согласия своих това рищей-С. Лаппо-Данилевский отли чает сябровство от складничества. Пер вое — более раннего происхождения. В основе его лежит владение уже наследованной землею. В основе склад ничества лежит обоюдостороннее со глашение, в целях приобретения того или иного имущества. П. И. Иванов считает складниками тех посторонних друг другу лиц, которые сообща вла дели землею и совместно вели хозяй ство, иногда — только сообща владели землею- Н. А. Рожков примыкает к мнению Ефименко о происхождении сябровства, но полагает, что в X V I в. С. не вели совместного земледельче ского хозяйства. Они пахали уже раз межеванную землю. В общем владении оставались: сенокосы, выгоны, лес. Для М. Ф. Владимирского-Буданова складники — это члены товарищества, а также и члены общины. Складничество возникает: 1) из родственных отношений, когда семья превращается в товарищество, 2) когда оно состоит из посторонних элементов, чисто до говорного характера. В. И. Сергеевич полагает, что складники — это те, кто положен в одну обжу, соху, тягло. М. В. Клочков, М. М. Богословский и М. Островская разделяют основные по ложения Ефименко о происхождении сябровства из кровной семьи. В то же время они полагают, что сябровство и складничеетво имели самые разно образные формы. Сябровство в земледельческом хо зяйстве—институт сложного характера. „Быть в сябровстве, в складстве", зна чит владеть сообща. В основе северного крестьянского землевладения лежит семейно-родовое владение. Возникно вение сябровства надо поставить в связь с различными переменами внутри кровной семьи. Разделившиеся члены 2141-VI