
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
591 Серов* 592 нии своего товарища по академии В. Д. фон Дервиза (пейзаж „Осень"). После весенней поездки в Венецию (1887) С. летом пишет в Абрамцеве портрет В. С. Мамонтовой („Девушка с пер сиками"), а летом 1888 г. в Домотканове столь же прославленный портрет М. Я. Симонович („Девушка, освещенная солнцем"). Зимой 1888/89 г. С. женил ся и в первый раз выставил р я д сво их произведений (на выставке Моск. о-ва любителей). Двадцатитрехлетний художник сразу выдвинулся в первый ряд мастеров. В 1889 г. он ездил в Париж на всемирную выставку, а зиму работал в мастерской С. И. Мамонтова в Москве, вместе с Вру белем и К. Коровиным. Осенью 1890 г. он переехал с семьей на постоянное жительство в Москву. Известность его, как портретиста, настолько вы росла, что его заваливают заказами, в частности официальными и при дворными. В 1899 г. С. покупает клочек земли в Финляндии, около Териок, и здесь проводит с семьей каждое ле то, наезжая чаще прежнего в Птб. Осенью 1903 г. С. впервые заболел (язва в желудке) и подвергся операции, после чего ему запрещены были излишне резкие движения. В мае 1907 г. С. побывал вместе с Бакстом в Грецпи (Афины, Дельфы, Микены, Крит). Осенью 1911 г., во время иг р ы в городки в Домотканове, С. почув ствовал мучительную боль в области сердца. По приезде в Москву он с какою-то лихорадочностью принялся за работу (портреты А. А. Стаховича, Станиславского, Ламановой. Г. Л. Гиршман, кн. Щербатовой), но уже 22 ноября утром скончался от при ступа грудной жабы. Уже в юные годы С. был зрелым ма стером. Ученик Репина и Чистякова, он взял у каждого из них лучшее, что тот мог дать: у Репина—любовь к жизненной правде и увлечение фор мой, у Чистякова—тяготение к жизнен ной красоте и увлечение цветом. Эти два начала обычно не соединяются в одном лице, являясь, по существу, полярными и враждебными одно дру гому. Творчество О. являет редчайший пример сочетания обоих начал в од ном лице, с переменным преобладани ем то одного, то другого. Этим по следним объясняется некоторая двой ственность, замечаемая временами в его искусстве, та противоречивость и как бы непоследовательность, которую можно отметить в различные периоды художника. Все творчество С. можгг быть разбито на пять довольно четко разграниченных периодов, и з которых каждый обнимает около 7 лет. Первый период начинается с 1879 г., когда С. впервые дает вещи неученической психологии и нешкольного мастерства, также портретные рисунки с Мамон това, Репина и рисунки из окрест ностей Быкова под Москвой. К 1880 г. относится отличный этюд „Горбуна" и „Портрет матери" (Третьяк, гал^,), к 1881 г.—портрет Чистякова (Третьяк, галл.), к 1В83 г.—замечательный про фильный портрет Врубеля, а к 1884 г. —портрет Л . А. Мамонтовой и крепко сделанный рисунок лошади и з Остроуховского собрания. В1885 г., последнем году этого периода, он пишет акварель „Амстердам", делает серьезный авто портрет (Третьяковск. галл.) и пи шет картину Остроуховского собрания „Волы", в которой, по собственному признанию, впервые понял секрет ши рокой живописи и общей цветовой гармонии. С 1886 г. начинается второй период, давший р я д жемчужин серовского ис кусства. В 1886 г. написана „Осень" (Третьяковск. галл., в 1887 г. „Де вушка с персиками", в 1888 г. „Де вушка, освещенная солнцем" (Третьяк, галл.) и „Пруд" (Собр. Якунчиковой, ныне в Третьяк, галл.), к 1890 г. отно сится портрет певца Таманьо (собр. Гиршмана, ныне в Третьяк, галл.), и к 1891 г.—портрет К. Коровина (собр. И. А. Морозова, ныне в Третьяк, галл.). Этим годом завершается второй период. Если первый период можно характе ризовать, как подготовительный, как подход к цвету, то второй был уже всецело отдан проблеме цвета, света и интимной живописи, „живописи д л я живописи". Первый период носит пе чать компромисса между художествен ным миропониманием Репина и Ч и стякова; вторая глава биографии мо жет быть озаглавлена: „От Репина к Чистякову". В портрете Л . А. Мамон-