
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
216 Северо-Американскяе Соединенные Штаты. 216 новых методов земледелия и капита листической индустрии, то теперь эта преграда была в значительной мере устранена. Политика правительства, в част ности его тарифная политика, равным •образом, в течение рассматриваемого периода проникнута духом покрови тельства промышленности и способ ствует ее росту. Начиная с 70-х годов тарифная политика шаг за шагом освобождается ог фискальных задач и ставит своей основной задачей именно охрану различных отраслей промышленного производства. Действи тельно, акт 1872 г. отменил пошлины на такие предметы широкого потре бления, служившие источником боль ших фискальных доходов, как чай и кофе. Правда, одновременно он вообще снизил тарифы на 10'/ . Но все же <он оставил протекционную систему тарифов в основе непоколебленной. То же нужно сказать и об акте 1883 г.» который произвел изме нение лишь в относительном уровне пошлин, но в общем скорее пооыснл их. В последующем акте 1890 г., в извест ном тарифе Мак Кинли (ом; McKinley), протекционизм достигает чрезвычайно высокого папряжешш. Перегруппи ровав тарифы и уничтожив пошлины на нерафинированный сахар, как преиму щественно фискальные, он значительно повысил тарифы на большинство те кстильных и металлических изделий. После победы демократов на выборах 1891 г. тарифная проблема встала вновь. Но демократам в законе 1894 г. удалось снизить пошлины лишь очень незначительно. И уже в 1897 г. рес публиканцы, вновь оказавшиеся в боль шинстве, подняли их (тариф Диигли) в общем выше, чем это было по та рифу McKinley. Акт 1909 г. (PayneAJdrich tariff), прошедший под знаком принципа „уравнения издержек произ водства", и акт 1913 г. (тариф Ундервуда). основанный на „учете условий конкуренции*, хотя и смягчили про текционизм, но весьма незначительно. Наконец, закон 1922 г. (FordneyMcCumber tariff), проход пошил под впечатлением послевоенного кризиса, привел к новому и небывалому усиле нию пошлин. Общая тенденция тариф 0 ной политики и ее колебания з а рассматриваемый период вскрываются след. цифрами (см. табл. № 20). Отсюда ясно, что з а весь рассма триваемый период внешняя торговая политика остается высоко протекцио нистской, хотя напряжение протекцио низма время от времени и колеблется. Таковы основные условия промыш ленного расцвета С. I I I . поело граждан ской вопиы.Необходнмоотмегить,что на основе этих условий растут не только те отрасли промышленности, которые получили заметное развитие уже в предыдущий период, но возникает и целый ряд новых отраслей, и также получают значительное разинтие те, которые ранее находились в зачаточ ном состоянии. Сюда нужно отнести нефтяную промышленность, алюми ниевую, производство удобрений, це ментную, автомобильную, велосипед ную, кинематографическую и др. За самое последнее время на воз никновение новых и на развитие не которых старых отраслей американ ской промышленности значительное влияние оказала мировая война. Исключительно благоприятная конъ юнктура военного времени дала толчок развитию тех отраслей промышлен ности С. Ш., на продукты которых война предъявила особенно большие требо вания, как то: химическая промышлен ность, текстильная, стальная, судо строение и др. Обратимся теперь к фактическим дан ных!, рисующим общий рост индустрии и ход процосса индустриализации С. Ш. за рассматриваемый период. Доста точно определенный ответ на э т а вопросы дают ужо приведенные выше таблицы № 1 о динамике нацио нального дохода и Jsg 3 и 4 о дина мике профессионального состава насе ления и роста городов. Однако, з а рассматриваемый период имеется воз можность осветить вопрос при помощи еще идругого метода, при помощи инде ксов физического обьема производства. Преимущество этого метода состоит в том, чго о и исключает влиянио ко лебания цен н рисует реально-мате риальные сдвиги в размерах производ ства (см. табл. 21).