
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
506 Суриков. 50$ му „Ап. Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агрилпы и сестры его Вероники'* получает зва ние классного художника 1 степени, но большой золотой медали ему не было присуждено, что лишало его права на заграничную командировку. По ходатайству Совета Академии ему все же было ассигновано 800 руб. на поездку, но он ею не воспользовался. В том же 1875 г. им исполнен пре красный карандашный рисунок „Борь ба добрых духов со злыми", удостоен ный премии в 100 руб. От загранич ной поездки С. отказался, предпочтя ей заказ на четыре больших стенных картины для храма Спасителя в Мос кве, который из-за поездки мог бы упустить. На эту работу художник смотрел только как на денежную, от крывавшую ему свободу для собствен ных художественных исканий. „Трудно было для храма Спасителя работать признавался С. „ Я хотел туда живых лиц ввести, греков искал, но мне ска зали: если так будете писать—нам не нужно. Ну, я уж писал так, как тре бовали. Мне нужно было денег, чтобы стать свободным и начать свое*. И действительно, эти гигантские компо зиции первых четырех Вселенских соборов ясно свидетельствуют об от сутствии у автора должного интереса к теме. Художника давно уже влекло в Москву. Она захватила его еще в тот единственный день, когда он был здесь с рыбным обозом, проездом в Петербург. Уже тогда на него произ вела огромное впечатление Красная площадь с Василием Блаженным и кремлевскими башнями. Еще в Ака демии им задумана была картина на сюжет стрелецкой казни при Петре, возникшая из первого впечатления от Красной площади. О стрельцах он мечтал, беря заказ на „Вселенские соборы". Написав 4 эскиза „соборов", хранящиеся в музее Академии Худо жеств, и проработав все 4 картины, С. переехал в Москву, где среди хлопот, связанных с работами в храме Спа сителя, он начинает медленно, но упорно готовиться к будущей, уже „своей", а не заказной картине, тща тельно подбирая для нее материал: посещает Оружейную Палату, читает „Дневник" Корба, наблюдает и изуча ет Красную площадь. К началу 1878 г. относится первое оформление идеи* „Стрельцов", сохранившееся в видекарандашного наброска на листке с нотами для гитары. Этот рисунок,, помеченный самим автором как „пер вый набросок „Стрельцов" в 1878 г.", дает уже общую идею композиции с центральной фигурой рыжего стрель ца со свечой в руке. Вскоре С, женился на француженке по отду и русской поматери, —внучке декабриста Свистунова. На Зубовском бульваре они сни мают небольшую квартирку, в которой вскоре появляется огромный подрамок с холстом для задуманной картины. Картина помещалась в самой большойкомнате квартиры, где ее удалось* устроить только по диагонали. В своих воспоминаниях о С. Репин рассказы вает о необыкновенно убогой обста новке этой квартиры. Несмотря на крупную сумму в 10.000 руб., полу ченную за „Вселенские соборы**, С. ни в чем не изменил своей непритяза тельной жизни, увеличив лишь после женитьбы площадь своего жилья, пред почитая быть расточительным исклю чительно в тех случаях, когда этовызывалось интересами его искусства; он не останавливался ни перед какими затратами на поездки, связанные с подготовкой материалов для картины на покупку оделсд и других аксессу аров и т, п. В течение двух лет С~ непрерывно работает над картиной, и только болезнь—воспаление легких— прерывает работу в конце зимы 1 8 7 9 — 80 г.г Осложнение в легких, заста вившее его отправиться летом на кумыс в Самарскую губ., отняло у художника большую часть года, и только к осени он мог снова вернуться к картине. 1 марта 1881 г. на I X Передвижной выставке картина, названная в ката логе „Утро стрелецкой казни", была впервые выставлена. Сам автор всегда называл ее сокращенно „Стрельцы", название же, сохранившееся за нею в истории, принадлежало не ему, но С. находил его прекрасным, при том в точности отвечающим его замыслу. Картина обратила на себя сразу вни мание широких кругов. Помещенная г