
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
601 Суриков. 5 0 2 ыое училище и поселил у своей род облаков знает, а воздух—благоухание". ственницы, О. М, Дурандиной, крестной Он приносил гравюры с „Благовеще матери С. С этих пор ему уже только ния * Боровиковского, с „Ангела м о изредка удавалось приезжать на побыв литвы * Неффа, с картин Рафаэля и. ку в Вузимо. От этой поры у О сохра Тициана, предлагая их срисовывать. нилось навсегда воспоминание о жиз К С. Гребнев относился с особенной ни, полной всяких чудес, забав и ин нежностью и мечтал отправить еготересных приключений. То он видел в Академию, В 1859 г, Гребнев далвзятие снежного города, излюбленную ему акварельных красок и, поведя на сибирскую забаву, то участвовал в высокий холм над долиной Енисея, кулачных боях, бывших в большом с которого открывался вид на Красно ходу в Красноярске, то тешился рыб ярск, заставил его написать отсюда ной ловлей, охотой, состязанием в этюд. плавании. И з окон училища часто Как-то раз С. пришлось написать приходилось видеть наказание плетьми на заказ икону, хотя он заказчика а и батогами, случалось видеть и казни, в глаза не видал и даже не подозре О последних С. рассказывал с охотой вал о его существовании. Какой-то и далее увлечением, в тонах человека, проходимец, заметивший юного ху принадлежащего также скорее X V I I в., дожника, рисующего с натуры, решил, нежели X I X . Если к этому добавить, извлечь из него пользу. Покатав его что они тогда уже интересовался толь предварительно на лошадке, он спро ко историей, то станет понятным, ка сил мальчика, может ли он написатьким образом из него выработался икону. Получив утвердительный от столь необычайный исторический про вет—ибо С. ни минуты не сомневался^ зорливец. Прошлое для него было что может, были бы только краски,— настоящим, невиданное —реальным до этот ловкий предприниматель, зару осязательности. Чтобы воскресить на чившийся, видимо, заказом, прине о холсте X V I I век, ему достаточно было ему большую разграфленную доску и порыться в своих детских воспомина четыре краски—красную, синюю, чер ниях, съездить вновь и вновь в Кра ную и белую, —которыми предложи л. сноярск, да повидать там своих ста ему написать „Богородичные празд риков. Столь исключительно благо ники". Икона была быстро написана,, приятных условий для развития рано и вскоре С. увидел ее уже освященной проснувшегося дарования среди рус в церкви, откуда ее понесли к заказ ских художников, в общем мало изба чику-купцу. Позднее, уже в зените лованных, не знал никто, кроме С. и свой славы, С. довелось ее видеть у Серова. того же купца. „Посмотрел я на икону,, Рисовать С. начал с самого детства. Сперва рисовал все, что вздумается, на сафьяновых стульях, позднее стал рисовать с картинок, а в 6 лет сде лал уже с гравюры портрет Петра Великого. Краски взял от себя,—мун дир синькой, а отвороты брусникой. Все время рисовал еще лошадок. В уездном училище С. впервые полу чил начатки художественной грамоты у учителя рисования Гребнева, о ко тором сохранил наилучшие воспоми нания. Гребнев, подобно большинству тогдашних учителей рисования провин циальной России, писал на заказ иконы. По словам С , он много рассказывал о Брюллове, которого считал гением, и об Айвазовском, „как тот воду пишет, совсем как живая, как формы так и горит", рассказывал С. „Краски, полные, цельные, большими красными, и синими пятнами. Очень хорошо. Е е у купца хотел Красноярский музей, купить. Ведь не продал! Говорит: вот я ее поновлю, так еще лучше будет. Так меня просто тоска взяла". В 1859 г., по окончании уездного училища, С^ поступил в 4 класс только что от крывшейся в Красноярске гимназии,, но окончить ее ему не пришлось: в том же году умер его отец, и вскоре дела Суриковых настолько пошатну лись, что мальчика пришлось взять из седьмого класса, для того чтобы определить его на службу в какую-то местную канцелярию. Приходилось и. подрабатывать, расписывать пасхаль ные яйца, по три рубля за сотню, и.