
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
603 Стироль—Стихосложение. 604 в Венеции, занимаясь преподаванием Таким образом метр в стихе есть прин математики. Там в 3 7 1 7 г. выпустил цип единства, ритм создает его многооб небольшую работу о кривых 3-го по разие. Исторически эта двойственность рядка— „Lineae tertii ordinis Neutonia- объясняется тем, что метрические схе пае", в которой пополнил ньютоновскую мы перенесены в поэзию из музыки, Зитассификациго этих кривых. Благо с которой поэзия первоначально обра даря этой работе сблизился с Ньютоном, зовал а единое синкретическое искусство с помощью которого ему удалось (хоровод, рабочая песня). Между сти в 1?25г. вернуться на родину.По возвра хом и прозой существуют переходные щении посвятил себя научной деятель формы: с одной стороны — свободный ности, но получить кафедру ему не стих (в котором так или иначе ослаблен удалось; впоследствии был управля принцип метрической композиции); с ющим горнопромышленного о-ва. Важ другой стороны—ритмическая проза нейшая работа С , Methodus differen- (в которой появляются некоторые при tialis sive tractatus de summatione знаки ритмического членения и упоря et interpolatione serierum itifinitarnm" дочения акцентных отношений). И в ( 1 7 3 0 ) , содерясит метод суммирования той и в другой переходной форме вто рядов с положительными членами и ричные признаки ритмической органи известную формулу для нахождения зации (см. ниже) — напр., синтакси логарифма произведения 1 . 2 . 3 . . . . Z (см. ческий параллелизм, звуковые по ксчисл. конечных разностей, X X I I , прил. вторы—могут заменять признаки пер к 8 3 5 / 3 6 , 0 - 1 0 ) . Ср. М. Cantor, „Vor- вичные (метр). lesungen liber Geschichte der- MatlieРазличают несколько типов С. в за matik", т. I I I . A. BI висимости от того фонетического ма Стироль, см. бальзамы, I V 5 6 9 . териала, в котором осуществляются метрические чередования. Стих, см. стихосложение. 1. Метрическое С. Стихи древних гре Стихарь, см. далматик, X V I I , 5 2 5 . ков и римлян строились на чередовании Стихия (греч.), в древности назва долгих икратких, безотносительно к рас ние каждого из 4-х предполагавшихся положению ударений (принцип длитель основных элементов мироздания, т.-е. ности). В античной метрике, тесно свя земли, воды, огня и воздуха. В наше занной с музыкой, за единицу времени время под С. разумеют непреодолимую принимается краткий слог (мора); дол силу природы. гий—признается равным двум кратким. Стихосложение, или версификация, Закономерность осуществляется в по учение о звуковой форме стиха (в бо вторении определенным образом постро лее узком значении — о тех элементах енной группы долгих и кратких: такая звуковой формы, которые отличают единица повторности называется сто стих от прозы). Стих отличается от про пой и соответствует музыкальному зы закономерным чередованием силь такту. В античной метрике употребля ных и слабых звуков. Закон этого ются следующие стопы (краткий слог чередования называется метром (раз обозначается ^ , долгий слог — ) ; дву мером); он обозначается метрической сложные; ямб — —; хорей (или трохей) схемой и может быть обнаружен для — w ; спондей ; пиррихий w •—•; трех слуха с помощью скандирования (искус сложные: дактиль — w w ; амфибрахий ственно-равномерного чтения, одинако w — ^ ; анапест w — ; трибрахий во выделяющего все сильные слога). ^ w ; амфимакр (кретик) — —; бакхий Реальное чередование сильных и сла антибакхий молосс — бых звуков в отдельном стихе не все ; четырехсложные: хориямб — w ^ гда совпадает с метрической схемой: —; антиспаст • • — ; ионик восходя возможны отступления иди вариации, щий w w ; ионик нисходящий как результат компромисса между w w ; n 8 0 H l — — w w ; u 9 0 H l I w < — w w ; метрическим заданием и фонетическими пэонIII — w ; пэонIV — —; -свойствами языкового материала. Ре эпитрит I w ; эпитрит I I — — — зальное чередование сильных и слабых —; эпитрит I I I w — ; эпитрит I V звуков обозначается термином ритм. w ; днямб ~ — —' —; дихорей S) w w