
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
217 Деятели СССР и Октябрьской революции. ни. Лето проводилось в дер?вне, частью у 1ебя в козлевском уе.<де частью у дядюшек, и втчатлен я деревенский прир-ды с д а л и с ь у Ч. неизгладимыми навсегда. Его мать на религиознс Й осно ве усиленно занималась в деревне филантпе пией, опосщив&ясь и стараясь сближаться с крестьянством, и ужа ные картины деревенской нищеты глубоко врезывались в память Ч., развивая в нгг.м романтическое обоготворение не счастных. Десятилетний Ч. смотрел с тоской из тенистой рощи на опален ные солнце* п ля и на деревенские со ломенные крыши, соединяя преклонение перед страдающими с идеализацией кре стьянской жизни, развивавшей в нем экзальтированное романтическое народ ничество Поступив в первьй класс тамбовской гим'-а<ии, Ч. с острой болезнеит стью ощущал контраст *ежду домашней об* стьновк' й и провинциальнс й гимназическей средей. Он отделял эти обьтановки одну от другой и н ^ и л с я тщательно разделять <ш ипиальную и неофици альную действительнссть. Близко схо дясь с очень немногими из гимназиче ских ТОВАРИЩЕЙ, Ч , с одней стороны, приобретая навыки официальных форм, а с Другой стсроны — втягиваясь в борьбу с доносчиками („ябедами"), в идеализацию шалостей и удали, при выкал относиться к учителям, как к вра гам. В провинциальной гимназии того времени находились вместе разнооб разнейшие элементы, при чем перед глазами Ч. проходили постоянные не справедливости, преследования бедней ших учеников со стороны начальства, трагические сцены их отчаяния Даль нейшее развитие этих настроений бы ло, однако, прервано переездом в Пе тербург и поступлением в четвертый класс 8-Й гил-назии. где господствовала, в осшем, почти однородная среда петер бургского чиновничества, и в то же время были больше развиты музыкаль ные и другие культурные интересы. Ч. не сразу сошелся с новой средой и пер вые два года петербургской жизни про вел в оторванности от нее и одиночестве. В Петербурге имелась бывшая среда его матери, но последняя вегнула ь в Пе тербург обедневшей и оторвавшейся от прежней среды Семья Ч снилась лишь с родственниками и с очень немногими знакомыми, например, с обеднрвш< Й Альбед т с ксй. прежней княжне Й Долгору ковой, бывш* й в молодости любовницей Александра I I . Воображение Ч. пленя лось блеском светской жизни, но в то же время умственная пустота этой срег ОСНОРНЫМ настроением его детства было ожидание другой действительнпсти, цар ств 1 беж и», вместо сушествун шей,— так сказать, меслиан-иш Егосе\ья жила иа свои ограниченные доходы в Тамбове*, но поддег живала традиции аристократи ческой юльтуры, резко отличавшие ее от провинциального общества. Одино кий ребенок был отделен какбы стеной от о*р жаюи.ей *изни. Его томко-художественно га^ви'ая мать воспитыв ла его в традициях утгнч нж й культугы, научая его лю( ить гамятники искус< тва С раннего детства Ч. страстно полюбил истерические книги, увлекаясь пеарей, яркой 1менс,й HTTI рич ских событий те кучестью исторической ofстановий, за конченной стильностью сменивших од на дп гую эпох Яркие рассказы матери, оставшиеся от ее прежтй" жизни суве ниры воскрешали перед ним дипл. матическ>ю среду. Навеяна* пизтизмом фанатическая экзальтирт ваннссть сосущестневала у него ррдом со склонно с и ю л ю Г 0 1 а т ь с я и;-янным, на меш'ивым скетицизмом XVU1 ве>я. не умерц им еше в светской ЖсЗни Запада. Он любил читать и пегечитывать хранив ши» ся у M a i e p H дипломатические дсну\енты кг-к, напр. мирные трактаты. Он играл с гувернанткой в игру, котогую сам п: и думал: оба брали одинаковое число МУ чиков, бросал* их на пол и стре мились псдоРрать их; кто подбегет больше, считался выигравшем большое ИРИ малое сражение, на с юле л жал от крытый аглас,при чем игроки изобгажэли собой лва определенных государства; после кажасго сражения на карте отме чалось, куда передвинулись армии вс юющих ст( рои, пс ка одна не дохе дила до столицы другой стороны; тогда Ч. садился писать по всем правилам мир ный трактат с уступкой победителю не скольких | ровинций- Лишенный есте ственной среды, мучительно оторванный от жи^ни, семи- и восьмил*тний Ч. пров»дил ч^сы за часами у сво*го сто лика, чит я историчьские книги или оставшиеся у матери док>м*нты ПРОШ ЛОГО, составляя по энциклопедическим словарем списки византийских импера торов, римских пап и т п- Первой связью с живой жизнью стали для нею рас сказы т о на пять лет старш го брата, поступившего в тамбов-к\ю гимназиюО . 1 и н о к ь й ма."ь«ик, пропитанный тр*ди циял и утонченней культугы в < бстанивке захудалости, пгосиживал часами у окна, разглядывал гимназисч в, шедших в гим назию, в( звращгющихс» до»оЙ И'.и гу ляющих пи Бильшой улице, как дей ствующих лиц чудесной настоящей жиз