Главная \ Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. Социализм \ 201-250

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
207 АВТОБИОГРАФИИ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ 70 — 80 ГГ. 208; уехали лечиться за границу, оставив ее на городской квартире вместе с братьями, бла годаря чему, не спрашивая разрешения, она могла поселиться с курсистками. Вильберг тоже решила жить с нами, а кроме того при соединилась еще одна курсистка—С. А. Лешерн-фон-Герцфельд, осужденная впослед ствии на каторгу по делу Осинского. В Лес ном, по МуринскоЙ дороге, удалось найти дачу, разделенную на 4 отдельные квартиры; мы наняли одну из верхних в 3 комнаты с кухней и балконом, а другую наверху заняли сестры Перетц с матерью. Совме стная жизнь и занятия в лаборатории, оди наковый возраст, общие взгляды и стре мления скоро помогли мне сделаться близ ким другом Перовской. Конечно, Соня обладала более выдающимися способностя ми, подчиняла меня своему влиянию, но у меня было много с ней общего как в характере, так и в условиях нашего раз вития. Прежде всего, мы обе росли в зам кнутой и простой семейной обстановке, нарядами никогда не увлекались, на вечера и по гостям не ездили, танцев и в детстве не любили. Варвара Степановна, мать Сони, светской жизни не любила и, живя еще в Петербурге, уезжала на лето к знакомым помещикам в деревню, где предоставляла девочкам свободно играть и бегать с братья ми, не муштруя их во имя правил приличия, не развивая в них любви к нарядам и свет ским развлечениям. В Кизильбуруне, живя в полном уединении и пользуясь библиоте кой деда, Соня много читала, усердно за нималась сама по учебникам и благодаря этому выработала способность к самостоя тельному труду. Большое влияние на ее развитие тоже имел брат, Василий Львович, учившийся в Технологическом институте. Когда Соне исполнилось лет 15, он стал привозить сочинения Писарева, Добролю бова, Чернышевского, Бюхнера и др. Книги эти читали обыкновенно вместе, в присут ствии матери, которая постепенно тоже проникалась новыми идеями и отрешалась от старого миросозерцания. Страстная про поведь Писарева, сочинения Сеченова, Бюх нера быстро разрушали религиозные тра диции, не унижая нравственной высоты учения Христа, а обаятельность его лично сти, как мученика за идею любви к чело вечеству подготовляла к страданию „за великое дело любви". Стихотворения Не красова, беллетристические произведения Тургенева, Успенского, Златовратского раз вивали любовь к народу, вызывали желание облегчать его страдания, притти на помощь его невежеству. Роман Чернышевского за ставлял искать разрешения вопроса—„что делать?" Вера Павловна, как личность, в юном возрасте интереса не представляла, но деятельность ее находила много после довательниц. Сильное впечатление произво дил ригоризм Рахметова и влияние era было очень заметно в лучших представите лях нашего поколения. Наконец, Бокль, с его основательной научной аргументацией о влиянии просвещения на историю цивили зации, идеи Милля о женском вопросе — будили мысль, увлекали на путь умствен ного развития для выработки „критически мыслящей личности", для работы на пользу „страдающих и угнетенных". Хотя брат мой, к сожалению, умер,, когда мне не было еще 15 лет, но ус пел уже оказать сильное влияние на меня и сестер. Он был всецело охвачен дви жением 60-х г.г., был для нас первым' представителем матерьялизма и нигилизма. Две сестры мои — Вера и Надежда (впосл.. Жохова) — по выходе из института под влиянием брата поступили на педагогиче ские курсы, потом завели знакомства среди студентов, ходили на сходки или на собра ния в литературно-демократическом кругу с нигилистическим „уклоном",—как теперь, говорят,—у Анненских, Водовозовых, Лесевичей, где до поздней ночи в переполнен ных молодежью комнатах, в облаках та бачного дыма велись жаркие дебаты по всевозможным общественным и научным" вопросам. Еще до окончания курса в гим назии я познакомилась с подругами се стер по педагогическим курсам и стала ходить на публичные лекции Сеченова, и Герда. Поступив на курсы, я еще тес нее сблизилась с кругом учащихся жен щин, ходила с сестрами на сходки в част ных квартирах и на собрания Педагогиче ского общества, охотно посещавшиеся мо лодежью, чтобы послушать рефераты и преЦия таких педагогов, как ЕвтушевскиЙ, СтраннолюбскиЙ, Водовозов и др. Занятия в лаборатории не увлекли нас;; сестры Перетц превзошли обеих своим при лежанием и успехами. Перовская предпо читала заниматься математикой; она пред ложила самим пройти алгебру по француз скому учебнику и легко усваивала этог курс, тогда как мне приходилось часто прибегать к ее помощи. Соня в то время~ еще интересовалась женским вопросом и равноправием в области образования. Но в это же лето мысли и чувства наши быливозбуждены другими вопросами: мы читали вслух „Положение рабочего класса в Рос сии" Флеровского, „Пролетариат" и „Ассо циации" Михайлова. По поводу франкопрусской войны встретилось у нас разно гласие: я стояла за французов, а Соня была, на стороне немцев, считая французов наро дом легкомысленным и слишком склонным; к амурам {П. А. Кропоткин и др. занесла в свои воспоминания, с каким презрением" позже она относилась к „бабникам"). После, провозглашения республики Соня изменила! свое отношение. Тогда же А. Н. Энгельгардт