Главная \ Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. Социализм \ 151-200

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
109 Л. Г. Д Е Й Ч . 110 Эмме. Для этого он познакомил меня с И. Ф. Фесенко, имевшим большое и бла готворное на меня влияние. Он был лет на десять старше меня, с университетским об разованием, разносторонне начитанный, и уже в то время он основательно изучил „Капитал" Маркса. Ему, поэтому, без осо бенного труда удалось убедить меня в том, что и в Киеве можно найти достаточно дела, если умело за это взяться. Он сам был готов своими знаниями и опытом притти молодежи на помощь; он уже побывал за границей и лично знал видных эмигрантов. Злые сарказмы Фесенко очень скоро оп рокинули у меня авторитет Бакунина и особенно Лаврова, и без того едва держав шийся. Неосуществимость подготовительной научной программы, предложенной Лавро вым, перед началом революционной пропа ганды, была уже для меня очевидна. С таким оружием в руках, как „Капитал" Маркса, Фесенко не трудно было поколебать во мне веру в полную готовность русских крестьян к революции и к социализму, И. Ф. Фесенко, в качестве сына сельского дьякона, хорошо знал все отрицательные стороны наших крестьян, а потому зло вы смеивал их идеализирование Бакуниным. Но и он, марксист, не избежал влияния на него времени и среды: он также создал фантастический план вызова в России ре волюции, а именно вместо православных крестьян он -надумал поднять против существовавшего строя путем пропаганды приверженцев рационалистических сект,— „бегунов", молокан, штундистов, как уже оппозиционно настроенных людей, более других поэтому способных к восприятию социализма, а также и к упорному проти водействию правительству. Фесенко упустил лишь из виду, что стойкие, воздержанные, трудолюбивые сектанты, ставшие в боль шинстве своем относительно зажиточными хозяевами, еще меньше были готовы к при нятию социализма и к вооруженной за него борьбе, чем обездоленные, несчастные пра вославные крестьяне. Но в этом заблуждении Фесенко не был одинок: в те времена совершенно незави симо друг от друга во многих местах ре волюционная молодежь направилась вереду сектантов, чтобы посредством пропаганды поднять их против существовавшего строя. Образовашийся при моем содействии вокруг Фесенко кружок, располагавший материаль ной поддержкой уже ранее распропаганди рованного Фесенко бывшего помещика Д. А. Лизогуба, направился в разные гу бернии на поиски приверженцев рациона листических сект. * * * Весной 1875 г. я со Щепанским отправился в Мелитопольский уезд, в нескольких де ревнях которого находились избранные нами молокане. Но предварительно мы со Ще панским поступили в мастерские ближай шего железнодорожного депо, чтобы при учить себя к тяжелому физическому труду. По прошествии нескольких дней Щепанский, выбивавшийся от усталости из сил, заявил, что он не в состоянии продолжать работу, и, отказавшись от службы, вернулся обратно. Хотя и мне работа в мастерских была крайне тяжела, я все же продолжал ее и по про шествии месяца, приняв достаточно опро щенный вид, направился к молоканам в с. Астраханку. Мне посчастливилось сразу попасть в хорошую семью, в которой я остался вплоть до осени. Но моя пропаганда наисовершен нейшего строя оказалась безрезультатной: мои доводы разбивались о неприступную стену вековых предрассудков и суеверий. Для меня стало ясно, что, главным образом, не во мне, а в самих молоканах, в условиях их жизни, как экономических, так и рели гиозных,—-в их относительно высоком бла госостоянии и довольстве своей религией лежали причины их невосприимчивости к социализму. Передо мной встал вопрос: „да осуществима ли, вообще, поставленная нами себе задача?" И я ответил на него отрицательно. Несмотря на безрезультатность пропа ганды и тяжесть крестьянского труда, я вернулся в Киев очень окрепшим физически и, в конечном счете, все же довольным произведенным опытом. Немногим из моих товарищей удалось достигнуть и этих ре зультатов: некоторые из них вскоре верну лись, не найдя даже избранных ими сек тантов, другие глубоко разочаровались в своей миссии и в крестьянах. А марксист Фесенко был, повидимому, принят шелопутами за давно ожидаемого ими пророка, и они устроили вокруг него исступленную религиозную пляску, закончившуюся дракой с православными крестьянами и арестом Фесенко. По возвращении осенью 1875 г. в Киев я вновь нашел полную разрозненность и дезорганизованность среди революционеров: кружок Фесенко разбрелся в разные сто роны, и я опять оказался одиноким. В не ведении, что предпринять, я уже готовился отправиться в качестве волонтера к вос ставшим герцеговинцам, как это сделали некоторые революционеры, в том числе та кие крупные, как Клеменц, КравчинскиЙ, Сажин и др. Меня особенно побуждал к этому слух о том, что и Я. В. Стефанович, которого все, и я в том числе, считали серьезным юношей еще в гимназии (он на два класса был старше меня), тоже соби рается в Герцеговину. Но стремление туда среди революционеров скоро прекратилось, т. к. русские добровольцы, невыносливые