Главная \ Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. Социализм \ 151-200

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
91 АВТОБИОГРАФИИ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ 70—80 ГГ. 92 революции отошли на задний план, потеряв прелесть в моих глазах. К якобинству уста новилось у меня вполне отрицательное отношение. После многих лет жизни, увле чений, неудач и разочарований мировоззре ние мое претерпело немало изменений, но сущность свободы, как она была вдохнута в меня бакунинским учением, осталась навсегда моим идеалом. Прожив дней десять в Локарно и все время проводя у Бакунина, я выбрался, наконец, в дорогу. Из Локарно пароходом по озеру Лаго Маджьоре я доехал до се верной Италии и оттуда, севши в поезд, направился в Россию. Месяца полтора спустя Донецкий с чу жим паспортом перебрался через русскую границу в Волочиске и, слезши с поезда на станции Сербиновцы, пошел в Луку для встречи со мною. От Сербиновцев до Луки около 8 верст, и он шел пешком по железно дорожному полотну, возбудив подозрение у железнодорожного мастера, работавшего по линии. Он был задержан и отведен к ста новому приставу. Сделали обыск и при нем нашли прокламацию. А так как в его чемо данчике, оставленном на сохранение в Сербиновецком вокзале, найдена была целая пачка тех же прокламаций и между другими предметами книга .Статистика" Кольба, принадлежавшая мне—с моей надписью, то становой, покончив с Донецким, явился в Луку и сделал обыск у меня. По счастью, ничего противозаконного у меня не на шлось, и становой ограничился только составлением акта, Донецкого же он повез в уездный город для сдачи исправнику. Мое знакомство с Донецким бесспорно устанавливалось, и так как у него найдены были прокламации и, следовательно, меня, наверное, привлекли бы к этому делу с прокламациями, которых, замечу, я даже не видел раньше (они появились на свет уже после моего отъезда из Швейцарии), то для избежания ареста я решил скрыться. На вторые или третьи сутки я выехал из дома ночью к ночному поезду, само собой разумеется, не на станцию Сербиновцы, где меня знал станционный жандарм, а на дру гую станцию. В своем предположении я не ошибся. Очень скоро в Луку нагрянули жандармы с намерением арестовать меня, но там уже и след мой простыл. Я бежал в Киев. Т. обр., с первого же шага своей рево люционной карьеры я становился на неле гальное положение. С осени 1873 г. я начал укрываться и в звании .нелегального" оста вался до самого своего ареста, т.-е. до фе враля 1879 г. В Киеве я остановился на квартире, зани маемой „коммуною", как в то время назы вались подобные сожительства студентов; в числе сожителей был товарищ мой по американскому кружку, студент медик Судзиловский. В коммуне, однако, прожил я недолго, мне удалось поступить в плотниц кую артель и я сделался рабочим. Артель плотничала на Подоле (так называется часть г. Киева возле Днепра). Жил я с артелью, но праздничные дни проводил в коммуне, помещавшейся на противоположном конце города—по Мало-Васильковской улице, куда являлся я обыкновенно еще накануне празд ника. В коммуне происходили наши неболь шие собрания; постоянными посетителями были Аксельрод, Лурье и др. Там я видел Сергея Кравчинского, проезжавшего из Петербурга в Одессу и останавливавшегося на день или два в Киеве; в коммуне же проживали некоторое время Сергей Ковалик, раньше близко знакомый мне по американ скому кружку, — Екатерина Брешковская, Мария Коленкина и много других лиц, сидевших потом по тюрьмам. Из этой же коммуны весною 1874 года отправлялась первая группа „в народ". Вышло нас тогда из Киева пять человек, но уже в Жмеринке один отстал от ком пании и вернулся в Киев, так что даль нейшее путешествие совершало нас четверо: Василий Фишер, Яков Стефанович, я и Сер гей Шпейер. Проведши некоторое время в Жмеринке, где мы работали по нагрузке вагонов шпалами, и заручившись кое-какими деньгами, мы отправились в путь-дорогу в качестве красильщиков. Свой маршрут мы составили раньше, наметив пройти часть Подольской губ. и всю Киевскую до Днепра. И вот, испачкав себя красками, чтобы походить на настоящих красильщиков (это мы проделали в лесу, забравшись в укром ное место), мы закинули мешки за плечи и двинулись по дороге, ведшей из Жме ринки в местечко Браилов. Проходили мы верст по двадцати в день; останавливались по селам на ночлеги, делали дневки, всюду предлагая красить платки или пояса, и, обыкновенно не получив заказов (кре стьяне, как мы узнали, красили пояса по соседним местечкам—у своих знакомых красильщиков), продолжали передвигаться дальше на восток. Но одновременно с тем, как предлагали свою работу, мы всюду расспрашивали о том, происходили ли в этой местности крестьянские бунты, когда именно и что дало повод к ним. И всюду мы слышали, что восстания, имевшие место вследствие недоразумений крестьян с помещиками из-за земли, слу чались, главным образом, в период до и во время самого освобождения,—и что после того жизнь вошла в мирную колею. Но будучи сами настроены революционно,— мы не сумели в то время достаточно оце нить последнее обстоятельство. Вместе с тем мы узнали, что всюду свои земельные чаяния крестьяне возлагали на царя; царь