
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
365 Серб1я. 366 предложенъ царю Лазарю въ письм'Ь, гимъ лицамъ, и т. д. Так. обр., упавшемъ съ неба. Земное царство—по для исторш о б р а з о в а т я народнаго беда надъ турками; небесное—гибель, эпоса циклъ Марка Кралевича пред но награда на небесахъ. И самое сраже ставляетъ большой интересъ. Онъ изуние „свето и честито било и миломе ченъ вь 3-томномъ труде проф. М. ХаБогу приступачно" (богоугодно, свято .мжкаго, „Южнославянсгая с к а з а т я о н честно). Косовстй циклъ, обнима- Кралевиче М а р к е " (1893—5). Циклъ ющ1й пт>сни какъ о самомъ сражении, песенъ, относящихся къ возстатю такъ и о лнцахъ и с о б ь т я х ъ , съ нимъ Кара-Георпя, собранъ въ издати просвязанныхъ, никогда не представлялъ фессорскаго Друпгтва въ Белграде: единства въ смысле одной обширной „Споменица о стогодишньици српскы эпопеи, какъ полагалъ въ 1877 г. устанка подъ Карад]орщ'ем" (1904). А. Павичъ („Narodne pjesme о boju na Изъ сборниковъ сербскихъ эпическихъ Kosovu", Zagreb, 1877). Но въ основе песенъ самыми замечательными явля его все-таки лежала цельная косов ются след.: Лук Стеф. Караджичъ, ская легенда, которая складывалась „Српске народне щесме" ( I I — V I I I кн. въ X V — X V I вв. и Е Ъ начале X V I I в. 1845—1§00)\Бл.Сто]адиновичг, „Српске приняла законченный характеръ. Къ народне щ'есме" ( I — I I , 1869); Б. Пеней и восходятъ известныя теперь траковичъ, „Српске народне щесме косовсшя песни, отлпчаюшляся един- из Босне и Херцеговнне, енске n j e c M e ствомъ стиля и содержашя (см. С. Но CTapnjei времена" (1807—1870); Б. Богиваковича „Косово. Српске народне песме шичъ, „Народне щесме из старших, о bojy па Косову", 1906; здесь и об HajBiinie приморских записа" (1878, зоръ литературы; см. также М. Халан- сборникъ бугарштицъ). Прекрасный об скаго, „О сербскихъ народн. песняхъ зоръ народнаго сербскаго эпоса пред косовскаго цикла", Рус. Фил. ВЪстн., ставляетъ трудъ Т. Маретта, „Xasa 1883). Этотъ циклъ, вполне опреде n a r o d n a e p i k a " (1909). ленно видитъ въ Вуг.е Бранковиче, Лиричесшя народпыя песни из одномъ нзъ величайшихъ героевъ вестны подъ гмеяемъ женскихъ, по послекосовской С , изменника, а въ скольку оне описываготъ любовныя убШце султана Мурада, Милоше,—жер отношешя между юношей и девушкой. тву преступныхъ подозрЪшй; царь Эти песни имеютъ различный р а з м е р ь Лазарь—святой, „обретете головы" ко (отъ 5 до 16 слоговъ, чаще всего 10); тораго воспеваетъ отдельная песня. онв богаты образами и чувствомъ, Особое место въ сербской народной особенно босшйсюя любовныя песни эпике занимаетъ цжлъ ппсенъ о Марк-я (севдалиске песме), въ кот. сшгенъ Кралевгтгъ, восходяшдй по своему про элемептъ восточной эротики. Къ той исхождение къ Македонш, где однимъ же группе лирической поэзш отно изъ васеальныхъ туркамъ, полунеза- сятся песни свадебныя (сватовске), внснмыхъ государей былъ Маркъ. Это причитанья (тужбалице) и др. Далее, былъ сынъ приближеннаго къ царю много песенъ связано съ известными Стефану Душану полководца Вукашина, обрядами (Коледа, Божнчъ, Спасов дан) кот. после смерти Душана и распаде- или съ известными занят1ями (на гЛя его царства сделался независи- прелу, на бабинама, жетелачке), или мымъ государемъ въ Македонш; его съ профегаями (слепачке, т.-е. ннщенсынъ Маркъ былъ кралемъ въ При стя) и т. д. Въ совокупности, все это лепе, и подъ именемъ краля-Марка составляетъ весьма обширный кругъ известенъ болгарскому эпосу, но въ народной лирики, кот. охватываетъ в с е сербскомъ онъ остался королевичемъ. стороны семейной и родовой и народ Личность кралевича Марка, отважнаго ной жизни. Непосредственность и с в е борца противъ турокъ и въ то же жесть образовъ делаютъ эту поэзпо время любимца султана, сделалась ценнымъ матерталомъ для пзслвдовалюбимой и центральной фигурой боль Hiii фольклористовъ. Изъ сборниковъ шого числа песенъ, всевозможныхъ ихъ следуетъ отметить: В. Караджича, миеологическихъ сказашй, историче- „Српске народ, щесме" ( I ) ; М. Жилокихъ легендъ, относящихся къ дру- jeeunz. „Песме п обычаи y K y n H o i на-