
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
283 С а н с к р и т с к а я литература. 284 болт, тературы, во много разъ превосходя [посвящена культу божества щей по объему греческую и римскую, а 1 и 10 приписываются многимъ автовместе взятия, на две большихъ ка рамъ иизъ разныхъ фамилий, при чемъ тегории: I . Священная л-ра Ведь вместе 10 въ общемъ является самой позд съ примыкающими къ нимъ продол ней!. Отголоски какихъ-нибудь истори жениями и толкованиями, т. наз. Брах ческихъ событии, хотя бы и въ леген манами (2.000—500 до P. X . ) . И. Свтт- дарной форме, въ Ригъ-Веде очень ская л-ра, не ведаичеекая (санскрит редки, но новейлпя исследования улаская въ бол*е тесном* смысле), вливаютъ некоторые ихъ следы: борь подразделяемая последовательно на ба между жреческимъ родомъ Васиштха 3 перюда: 1) до-класстескгн, ИЛИ старо- ( V I I кн.) и царскимъ Виипьвамитра санскриитсшй (500 до P. X . — 3 0 0 по (III кн.) или т. н. „битва 10 царей" P. X.); 2) классичешй (300 — 800 по ( V I I , 33 и 18), где фигурируют* царь P. X . ) , включая сюда и т. н. „йвдй- Судасъ и Васиштха. Изъ боговънаибольCKifl Ренессансъ", по терминологии шее количество гимновъ посвящено Макса Мюллера (см); 3) послгъ-классиче- х\гни и Индре. Вообще въ Ригъ-Ве аяй (800 по P. X . и далее). де уже господствуютъ известные I . Древнейпиую и священнуио лите выработанные риториические и стили ратуру Индш представляютъ Веды стический npieMbu, порою переходящ1е (Veda = в е д е т е , знате), состоящия изъ въ шаблонъ; однако, встречаются и 4 объемистыхъ сборниковъ (sanhita): порывы вдохновения н лирическаго Ригъ-, Сама-, Яджуръ-, Атхарва - Веда. подъема: гимны Васиштхи ( V I I кн.) къ Самая древняя изъ нихъ Ригъ-Веда. богу В ару не, отчасти напоминающий (Rg-veda), т. е. Веда пимновъ ИЛИ СТИ- ветхозаветные псалмы; чувство велиховъ(гк=имен.пад. ед.ч.отътемы гс—), чхя и красотъ природы заметно, напр., наиболее важная и для истории л-рьи, въ гимнахъ къ З а р е (Ushas = Ушасъ), состоитъ изъ 10 КНИГЪ, заключающихъ Ночии, богу грозы Парджанье, лесной всего 1.028 гимновъ разной величины, нимфе (aranyani). В ъ X кн. есть рядъ обращенныхъ къ различнымъ боже- т.н. „философскихъ" гимновъ(Scherman, ствамъ и связанныхъ съ ритуаломъ „Philosophische H y m n e n aus der Rigведаизма (см.). Они написаны разно und Atharva-Veda S a n h i t a " , 1887; P . Deобразными стихотворными размерами, ussen, „Allgemeirue Geschichte der Phyоснованными! на чередоваши опреде- losophie", I В.; Д. H. Овсянико - Еулпленнаго числа долгихъ и краткихъ ковскш, „Зачатки филоеофскаго созна слоговъ, и отнюдь не являются, какъ ния въ древней Индш"; К. Geldner, полагали раныпе, отражешемъ „безыс- „Zur Kosmogonie d e s R. - V . " , 1908), исусственной народной поэзш", напро- именно, знаменитые 129, 121 и 90, а тивъ, заверипаютъ длительный про также 3 1 , 7 1 , 72, 8 1 , 8 2 , 117, 125, 151, цессъ расцвета и даже упадка жрече- 190, где имеются зародыши идей, скаго поэтичоскаго и профессюнальнаго приведшихъ вииоследствйи къ филосотворчества, развившагоея во время фш Упантиадъ (см.). Сюда же надо пребывания индусовъ въ области р.Инда отнести и длиннейишй гимнъ I , 164, (Пятиречье) вплоть до проникновения состоящШ изъ ряда загадокъ. Случай ихъ в е долину р . Ганга. Древиияя тра но попали въ кодексъ Р.-В. и неко диция припиисываетъ каждый отдель торые гимны чисто светси;аго харак ный гимиъ оииределенному легеиидарному автору, иногда божествамъ, обыкно тера: песнь игрока в е кости ( X , 34), о венно же мудрецу-пророку(гвЫ=рипии), различном* призвании людей ( I X , 112), „прозревшему" его по МИЛОСТИ богове. сатира на брахмановъ, сравниваемыхъ Целыя кишги ( I I — V I I I ) связаны после съ квакающими лягушками ( V I I , 103). довательно каждая съ определенными Особенно драгоценны и любопытны ишенами древнихъ и авторитетныхъ для исторш л-ры зачатки эпоса и дра жречеекихъ фамилий (Гритсамада, Вишь- мы въ гимнахъ, подводимыхъ подъ вамитра, Вамадева, Атри, Бхарадваджа, категорш с к а з а т й - легенд* ( i t i h a s a ) , Васиштха, Канва) ипостепенно былиобъ- разсказовъ-повествоватй (akhyana) и едннеша въ одинъ кодексъ.Вся9-я книга старинъ-былине ( p u r a n a ) ; въ нихъ боль шей частью преобладаете ддалогиче-