
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
261 Россия. 262 превращаются из исполнительного органа думских собраний в зависи мый орган губернской администрации, коллегию выборных чиновников, СОСТОЯЩИ! на государственной службе, так что через их посредство го родское «общественное управление» в действительности возглавлялась ме стным губернатором, так к а к , в конце концов, управа заменяла и самую думу, откуда и развился впоследствии неизбежный антагонизм между ними. Если же, сверх всего, мы примем во внимание, что губернатор мог в из вестных случаях влиять на самый состав дум, что ему принадлежало право утверждения и увольнения должностных лиц городского само управления и наложение на них дис циплинарных взысканий, что бюджетHie право городского общественного управления почти сводилось на-нет, что городские думы могли лишь «со ставлять» обязательные постановле ния, издавались же они тем ж е гу бернатором,—то нам станет совер шенно очевидно, что подобие само управления, созданное > реформами 60—70-х гг., на сей раз теряло, по существу, и последние свои декора тивные черты. По существу, это была система казенного управления через состоящих в а государственной службе выборных чиновников, поставляемых крупной городской буржуазией. Таким" образом правительство и в данном случае «огло считать свою цель до стигнутой, создав своеобразный об разчик буржуазно-бюрократического «самоуправления». Правда, тяжелые путы административной опеки, нало женные на муниципальную корпора цию, не могли не вызвать известного недовольства среди наиболее куль турной части думского меньшинства, но в общем недовольство это пока не могло получить достаточно серьез ного выражения. Материальная за висимость крупной буржуазии от го сударства вынуждала городских за правил не только соблюдать известную лойяльность в отношении царского самодержавия, но и повергать к его стопам свои верноподданнические чув ства при каждом представляющемся к тому подходящем случае. Впрочем, среди этой правящей группы «хозяев» города, особенно в крупных город ских центрах, тогда же начала обра зовываться небольшая прослойка цен зовой интеллигенции, обнаруживавшая явно оппозиционно-демократические тенденции и склонная переступать границы дозволенного. Однако, ее удельный вес был не велик, н руко водство «городским делом» остава лось всецело в руках наиболее со стоятельной и консервативной группы гласных, хозяйственная политика ко торой, без особых помех, направля лась явно к выгоде представляемой ею наиболее обеспеченной части го родского населения. Это сказывалось прежде всего в политике обложения городских дум, стремившихся пере бросить главную тяжесть городских прямых налогов (по оценочному сбору) на спину наименее обеспеченного большинства населения, отстранен ного от всякого участия в городском управлении. В том же смысле дей ствовала и скрытая система косвен ного обложения населения в порядке оплаты разного рода муниципальных услуг, эксплоатации различных го родских предприятии, Получивших особое развитие с конца X I X ст. с ростом муниципального капитализма, преследовавшего очевидную цель по кровительства крупной торговле и промышленности. Те же классовые тенденции сказывались и в целом ряде мероприятий, направленных на обслуживание культурных потребно стей населения. Здесь также на пер вом месте стояли интересы привиле гированного меньшинства, поскольку ряд мер данного характера распро с т р а н я я главным образом на цент ральные части города, не задевая его 036— V*