
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
£59 Россия. 260 сокого имущественного ценза, с по мощью которого правительство и в городе имело в виду объединить вокруг себя заведомо «благонадеж ные» и законопослушные элементы промышленной и торговой буржуазии. Таким путем, сокращая численный состав городских дум и передавая городские учреждения в руки круп ных цензовиков, экономической вер хушке города, домовладельцам и вла дельцам промышленных предприятий, Гор. полож. решительно отстраняло от всякого участия в них не только трудовые классы, по и мещанство (весь прежний третий и частью вто рой разряд избирателей), не говоря уже о квартиронанимателях, а вмесю с тем, как и в земстве, и евреев, усматривая в последних опасный «фер мент брожения», достаточно ярко заявивший себя в революционном дви жении 70-х гг. Н о , создавая таким образом в городе муниципальную оли гархию имущих классов (цензовой буржуазии), правительство всю власть оставляло, однако, в своих руках. Городские думы превращались им в совещательные органы губернской администрации, самостоятельная ком петенция коих была сведена почти к нулю. Согласно Положению, нет «окончате льных» постановлений думы; почти все они требуют санкции выс шей администрации (губернатора или Понятно, что новое Положение министра внутренних дел), которой при таких условиях тщательно принадлежит, в конечном счете, суж избегает самого выражения «го дение о том, соответствует или нет родское общество» и заменяет его то или иное думское постановление характерным термином «городское не только букве и духу закона, но поселение», иод которым разу и «общим государственный пользам меется не политическая корпорация, и нуждам», а т а к ж е и «интересам а просто административная единица местного населения»* Контроль и «казенного» управления (Гор. полож., опека правительства таким образом ст. 7 и 137). Но понятие городского связывают по рукам и ногам «госупоселения отнюдь не совпадает с по дарственниое» городское самоуправ нятием городского населения. Офи ление. Еще резче это подчинение циально городское «поселение» пред городских учреждений общей адми ставляется лишь ничтожною частью нистрации сказывается на городских этого последнего под условием вы-1 управах, которые, подобно земским ния прямо было сказано, что целью ре формы являлось «согласование по рядка действии городского обществен ного управления с началами, преподанпыми в недавнее время для дея тельности земских учреждений», т.-е. обеспечение незыблемости основ са модержавия путем усиленной бюро кратизации всей системы городского управления. Конечно, н на этот раз была пущена в ход все та же «госу дарственная» теория самоуправле ния, объявлявшая ex cathedra устами дроф, Градовского (см.; курс 18S3 г.), что органы местного самоуправления должны «входить в состав местной администрации в качестве органиче ской ее части», разумеется, на на чалах широкой общественной само деятельности. Нечего и говорить, о какой «самодеятельности» и «вла сти» городского «самоуправления» могла идти речь в условиях рос сийского самодержавия, да еще в такой моме нт, когда правитель ство, запуганное призраком револю ции, старалось задушить всякое про явление общественной самодеятель ности. Указ 12/VI 1890 г. поэтому поспешил подчеркнуть, что земские и городские выборные учреждения являются органическою частью «об щего учреждения губернского». От с ю д а — и весь стиль контр-ре формы 1892 г.