
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
452 Рембрандт. 452 и Ева", с ого солнечной светотенью и идеально фантастического стиля, скраживотно-первобытными типами; карти сивым эффектом светотени, романтикой на „Похищение Ганимеда", 1035, Дрез- руин, эпическою широтою линий (офор» „Три дерева"; ландшафтные картины денск. галл-)Б концо 80-х, в нач. 40-х гг. ряд не конца 30-х—нач. 40 гг.: „Ландшафт с ру. счастий поражает Р. Умирают трое инами, 1650, Кассельск. галл.; „Мель первых детей, в живых остается только ница", 1650, и др.). Творческий субъекти сын Тнтус; за его рождением (1641) визм Р. ярко проявился уже в огром следует болезнь и смерть Саскии в ном групповом портрете отряда стрел 1042 г. С этого времени изменяется сам ков и з амстердамских горожан (1642 Р., его жизнь и творчество. Увлечение Амстердамск. муз.), выбегающих с ору поверхностно-внешним у с т у п а е т место жием в руках по сигналу барабана из самоуглублению. Творчество Р. отли дома корпорации. Яркие эффекты золо чается теперь благородной простотой т и с т ы х горящих световых пятен среди выражения и трогательной правдой, сме очень темных и глубоких тонов всей нившими пафос и барочность 30-х гг. картины придают какой-то необычный, Из произедений этого периода (1640 — фантастический характер сцене. Не 50 гг.) в особенности замечательны кар многие цветные краски, оживляющие тины: „Святое семейство" (1640, Лувр; фон, вскоре замирают в его мглистой 1645,Эрмит.; 1646, Кассель. галл.), „Товий глубине, давшей повод к неправильному и его жена" (1645, Берлинск. муз.); названию картины: „Ночной дозор". „Жертва Манои" (1641, Дрезденск. галл.); На самом деле э т и странные свет и тени „ Х р и с т о с и Грешница" (1644, Лондон, совсем не связаны с ночью; посредством Национ. галл.); „ Х р и с т о с в Эммаусе", них Р. только претворяет жизнь в при „Милосердный самаритянин" (обе — чудливо-красивое видение. Хотя Р. был 1648, Лувр), и офорт „Христос, исце на в ы с о т е своей славы, но заказчьки ляющий больных" (так наз. „Лист в едва ли могли быть довольны тем, что 100 гульденов", ок. 1650 г.),—замеча поразительно переданное общее шум тельный по силе выражения и красоте ное движение отряда и темные тона мистического света. Р. достигает теперь картины почти совершенно убивали высшей свободы и естественности в портретный характер отдельных фигур. живописной группировке фигур. Свето После смерти Саскии сгущаются т е н ь — о д н о из главных средств для тени в жизни Р. По завещанию Саскии, выражения настроения в творчестве составленному в пользу Титуса, Р. в Р.—романтически и сказочно-краси качестве опекуна мог пользоваться до вая у ж е в конце 30-х г г . („Явление ходами со всего состояния и бескон Христа Магдалине", 1638, Букивгэм.дв.) трольно ведать им д о смерти или до и не связанная часто ни с каким опре вторичной женитьбы. Но необходимость деленным источником, — своею произ расплатиться сполна за приобретенный вольностью, богатством тонких пере в рассрочку д о м и опрометчивые тра ходов и контрастов, таинственным мер т ы для обогащения своей коллекции цанием и сверкающими бликами в тенях заставляют Р. впадать все в большую придает типичную печать „стиля Р.* задолженность. В т о жевремя сожитель его картинам и офортам этого периода ство Р. с его служанкой, крестьянскою и остается и позднее во всех своих девушкой Хендрикье Стоффельс, вы особенностях самою характерной чер звавшее осуждение церковного совета той его творчества. Наряду с волшебной и отлучение Хендрикье от причастия, светотенью чаруют своей красотой и подрывают положение и репутацию Р. краски Р. Мощно светятся теперь цвет в обществе. С конца 40-х г г . Хендрикье ные горячие тона (обычно один или ведет хозяйство Р., заботится о Титудва-три) на общем золотисто-коричне се и скоро занимает для Р. место Сас вом фоне („Примирение Давида с А в е с кии. Она служит постоянною моделью саломом", 1642, Эрмит.; „Сусанна и стар для его картин („Вирсавия"; „Женщи цы", 1647, Берлинск. муз.), образуя на, входящая в в о д у " , обе 1654 г., Лувр). сочетание глубоких и пылающих кра Простые, миловидные черты открыто сок во вкусе барокко. В эти годы вни го лица Хендрикье он передает в ее мание Р. обращается к ландшафту. В портретах. Лучший автопортрет Р. рисунках и офортах он передает с пора этого периода представляет офорт зительной силой правды уютно-интим 1645 г., на котором он изобразил себя ный характер голландского ландшафта. рисующим, с острым взором глаз, впе В т о Же время, б е з непосредственной рившихся в н а т у р у , с постаревшим и связи с этими этюдами с натуры, Р. снова опростившимся лицом. Между создает в своих картинах ландшафты тем новые долги Р . быстро приближа-