
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
449 Рембрандт. 450 нала", 1627, Берлин, мув.; „Павел в тем нице", Ш т у т г а р т , муз.; „ И у д а в о з вращает серебреники"; „Иеремия" из ленвнгр. Строгановск. муз., и др.). В этих первых творческих опытах Р. отражается влияние занесенных в Ни дерланды резких эффектов светотени в д у х е Караваджо. Лишь постепенно светотени в картинах Р. становятся мягче, воздушное, а образы их трога тельно просветляются упавшим на них лучом („Представление во х р а м ' , 1631, Гаага, муз.). Оригинальность творчес т ь а Р. скоро доставила ему и з в е с т ность. Уже с 1628 г. к нему примыкают первые ученики (Ливенс, Д о у ) . В сере дине 1631 г. Р. переезжает в Амстердам и с р а з у становится излюбленным порт р е т и с т о м амстердамских граждан. Он умеряет своевольные эффекты с в е т о тени и, применяясь к вкусам заказчи ков, правдиво и заботливо передает натуру во всех ее характерных и жиз ненных чертах. В особенности замеча тельны портреты, уже переходящие в картины (.Корабельный мастер прини мает письмо, к о т о р о е подает е м у же на", 1683, Вукингэмский дворец; . П р о поведник Ансло, утешающий жену", 1641, Верл. м.). Выдающейся работой т о г о же рода является групповой пор т р е т проф. Т у л ь п а , читающего лекцию над т р у п о м членам амстердамской гильдии хирургов. Старую схему излюбленных в Голландии группо вых портретов, с однообразной рас становкой фигур, Р. превратил в этой „Лекции по анатомии* (1632, Га ага, муз.) в свободную г р у п п у семи слушателей, объединенных выраже нием живого интереса к объяснениям профессора. Множество портретов, и с полненных Р. в первые г о д ы жизни в Амстердаме, доставили ему богатство, позволявшее Р. удовлетворять свою с т р а с т ь к редким и красивым вещам. Р. приобретает картины, гравюры, ри сунки на аукционах Амстердама, а также красивые восточные одежды, оружие, драгоценности, всевозможные редкости и диковинки и изображает себя и своих близких в э т и х живопис ных причудливых костюмах и драго ценных украшениях. Грубоватый облик провинциала в автопортретах Р. лей денской эпохи сменяется после пере е з д а в Амстердам светскою наруж ностью артиста, вступившего в выше стоящий общественный круг. В 1634 г. Р. женится на происходившей из ро довитой голландской семьи Саскии ван Эйлевборг (Uylenborgh). Саския при несла в приданое довольно значитель ное состояние (40.000 гульд.). От про дажи своих картин, офортов и от много численных учеников Р. такжо получал большой доход. Продолжая обогащать сьои коллекции, Р. приобретает в 1оз$> г. дом в еврейском квартале. Здесь он писеляется с Саскией и размещает бо г а т с т в а своего собрания. Он изобралсает Саскию в портретах и картинах украшенную жемчугами, в роскошных оделсдах. Ее легко узнать то в убран ной цветами Флоре (1634, Эрмитаж), то в обнаженной Данае, призывающей возлюбленного (1636, Эрмпт.), то в ро ковом образе невесты на свадебном пиру Самсона (1038, Дрезден, гал.). Творчество Р. становится в с е более свободным, ярким и разнообразным. Офортные наброски нищих п бродяг сменяются жанровыми сценами и ти пами улицы (офорты: „Странствующие музыканты", „Морильщиккрыс", „ Ш а р латан", „Блинщица"). В небольших кар тинах Р. изображает пронизанную золо тистым светом атмосферу бедных жилпщ, в которых обитают отшельникиФплософы (1033, Лувр) и д е й с т в у ю т i срои патриархальных сцен Библии („Притча о хозяине и рабочих", 1637, Эрмпт.). По в то же время он у ж е с т р е мится к большой яркости и д р а м а т и з му выражение в картинах и офортах, полных бурного движения, барочных контрастов, почти театрального пафо са с т р а с т е й и порой жестокой силы (картины: „Неверие Фомы", „Снятие со к р е с т а " — обе 1634 г., Эрмит.; „Жертва Авраама", 1635, Эрмит.; „Ослепление Самсона", 1636, Франкфурт на М.,галл.; „Ангел оставляет семью Товия", 1637, Л у в р , и др.; офорты: „Благовещение п а стухам", „Воскрешение Лазаря", .Изгна ние торговцев из храма", „Возвращение блудного сына", 1636, и др.). В картинах и офортах на библейские темы Р. изо бражает простой люд и быт Голландии, а для придания торжественно-священ ного восточного характера он, подобно Ластману, вводит образы в восточных одеждах и драгоценвых украшениях пли всегда привлекавшие его характер ные т и п ы обитателей его квартала—ста риков-евреев, ученых, раввинов (их пор т р е т ы в Берлинск. музее и Эрмитаже принадлежат к лучшим созданиям Р.). Необычайное богатство творческой фантазии, мистика света, пышность одежд и украшений слиты нераздельно с наивно-жизненным натурализмом не только в библейских композициях Р., но даже в его рисунках и картинах из античной мифологии, но чуждых иногда грубоватого юмора (офорт 1038 г. „Адам асг 16