
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
447 Рембрандт. 448 ную политику в интересах Франции Заболев в 1891 г., он едет во Франциюгде после ампутации ноги умирает в, Марселе. Творчество Р. . постепенно опубли кованной поело его ухода из литера туры, сперва Верленом (1886;, считав шим поэта уморшим, потом его зятем И. Верришоном и другими друзьями пеэта, в широких кругах одно время о т ступало перед его фантастической биографией, послужившей предметом больших исследований, резкой полеми ки и даже сюжетом приключенческой книги Ж- М- Каррэ. Однако, в среде франц. читателей сохранялся культ Р.-поэта, и происходило медленное впитывание его поэтического насле дия; к началу X X в. э т о перешло и в другие страны- Все, чем мы обла даем теперь, разбивается на следующие основные отделы: мелкие лирические пьесы, не объединенные в одно целое Б. Горнунг. I (32 стихотворения): серия стихотворе Р е м б р а н д т ^ сын Хармена с Рейва ний (20) и прозаических миниатюр (38), назваян ия Верленом „0зарвниями (П- (Rembrandt Harmensz van Rijn), величай luminations); „Une saison en Enfer' (9 проз, ший и з живописцев Голландии (1606— отрывков) и, наконец, отдельные фраг 1669), род. 15 июля в г. Лейдене. Он менты, к которым надо присоединить был младшим из 8 детей зажиточного найденные в последние годы вещи: „Les мельника Хармена. Вероятно, матери, mains de Jeanne-Marie" и „Un coeur sous которую Р. изображал всегда очень лю une soutane". Среди стихотворной лирики бовно, нередко с библией в руках, он давно стали классическими такие вещи, был обязан первым знакомством с этой как „Le dorraeur du v a l " , „Ма Boheme", книгой, в течение всей жизни питав „Ьез premieres communions", „Roman", „Au шей его вдохновение. 14 лет Р. всту cabaret vert" и прежде всего — „Пьяный пил в с т у д е н т ы лейденского универ корабль-" („Bateau ivre"), лучший пример ситета, центра гуманистической уче лирического визионорстваР.,явившийся ности и кальвинизма. Но через год он прототипом нового жанра лирики для оставил университет, чтобы отдаться франц. ф у т у р п с т о в (гл. обр. Г. Аполли- живописи. Пробыв 3 года в мастерской вэр; CM.XLV1H, прил. соврем, деятели на живописца Свапенбурха в Лойдеие, Р. уки, литер, и искусства, 116). для нем. перешел для усовершенствования в экспрессионистов (Г.Гейм, А- Эренштейн более известному Питеру Ластману в и д р . ) , Для ставшего тоже классиче Амстердаме, представителю итальян ским „Заблуди ешегося т р а м в а я Т у м и л е - ского влияная.сочетавшегося в его твор ва В среде символистов, увлекавшихся честве с барочной пышностью форм, идеей синтеза и с к у с с т в , большое зна восточных одежд, драгоценных сосудов. чение придавалось, на ряду с „Corres- Уже через полгода Р. возвращается в pondance" Водлера, сонету Р. о цветном Лейден (1624), г д е начинает работать слухе „Voyelles". Стихотворение „МаНпе", вполне самостоятельно. В своих первых включенное в «Озарения", считается этюдах маслом и офортах Р. изображает одним из первых опытов франц. „свобод самого себя, изучая на св'оем лнце вы ного с т и х а " , , а прозаические отрывки ражение смеха, гнева, испуга, и в офор до сих пор служат,—не только для пи т а х зарисовывает т и п ы нищих и бро сателей моле риистических традиций, но дяг в их живописных лохмотьях. В пор и для тех, кому свойственны нео клас третах своих близких, матери, отца, се сические и нео-реалистические тендвн- с т е р и стариков, натурщиков он пере ции.-сокровищницей'недостижимого ма дает типичные, даже неприглядные стерства- Такие течения, как экспрес черты натуры, в т о же время сообщая сионизм в его чистом виде (эстетиче им эффектом светотени красиво-живо ское течение в экспрессионизме) или писный характер. Он изображает их в сверх-реализм (surrealisme), были бы не в маленьких тонко-иснолненных, выра зительных картинах этого периода мыслимы без традиции, идущей от Р. а О Р. существует огромная литература, часть ко. торой „освящена прояснению темных проблем римбальдистики". До сих пор еще серьезному изучению Р. мешают субъективные моменты, вызывающие из. лишнюю полемику, напр. борьба друзей Р. с его зитем П. Верришоном, автором двух больших мо¬ нографий о Р., и с известным Полем Клоделем, «в. тором предисловия к полному собранию сочинении Р. ш о с л . изд. Paris, Mercure de France. 1924), кото рый истолковывает его п о э з и ю в д у х е нсо-католичес к о г о мистицизма. Наиболее ценными являются ра боты: М. Caulon, . L e probleme de R., poele tnaudit" (1923) и . А и coeur de Verlaine et de K." Ii925);£. De. lahaye,.Lea Illuminations et une Saison en Enfer de R,», 1927, и статьи С?. Izambard, а для биографии по эта статьи Bourguinon н Houin в журнале .Revue d'Ardenne et d ' A r g o n n e " (1896—1901). Безусловно важ ны, хотя и т р е б у ю т к с е б е критич. отношения, ра¬ боты P.Berrichon ( . L a vie de J.-A. R . M 8 9 7 , и „J.-А. R. le p o e t e - 19121, на которых основана и русская paбота С. П. Боброва ( . Р у с . М ы с л ь " , 1913, X ) . Тексты поэтических произведений Р. почти целиком охва тываются указанн. выше собр.сочинений с пред. П. Клоделя. Письма Р. д о сих пор еще ие собраны воедино и разбросаны по журналам, при ЧСУ > этой области возможны еще новые находки. На p v t . яз. Р. переводили: И. Аннеиский. В. Брюсов. Беи. Лившиц, Ф. Сологуб (неудачные переводы .Озаре ний* в альм. „Стрелец", 1915) и др. (1626-31: „Тоеий и его жена". 1626; . M e -