
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
429 Религия! 430 с т в о л , — кроме упомянутых выше, еще несенных в Рим отчасти восточными > культы Диоскуров (см. X V I I I , 471) рабамн. которые нередко делали при ) Деметры (см.), Диониса (см. Х У Ш , д в о р е головокружительную карьеру и 466/69) в Коры и д р . В э п о х у граждан становились временщиками, отчасти ских войн I I — I в д о н. э. жречество• солдатами, с настроением которых стало о р у д и е м в политической борьбе; приходилось считаться, о т ч а с т и к р у п ; военные д и к т а т о р ы контролировали ными торговцами, которые покровнс его состав, вожди борющихся партийi тельствовали восточным культам ради в моменты передышек проводили черезi своей восточной клиентуры. Так были комиции кандидатов на вакантные1 канонизованы в середине I в. египетдолжности жрецов; регулярное отправ ский Сарапис и фригийский Аттис, • ление к у л ь т а часто нарушалось, т. к. в начале I I в. сирийская богиня на жреческие д о л ж н о с т и сплошь и Атаргатис (см.), во второй половине рядом попадали партийные люди без I I в. — персидский Митра (см. X X X I , специальной подготовки; Р., как орудие 340); последний был занесен солдатами, классовой борьбы, в ы с т у п а е т в э т у которые были его наиболее многочис э п о х у во всей своей неприкрытой ленными адептами, и в течение I I I в. наготе- Так наз. религиозные реформы в м е с т е с солдатскими колониями и з А в г у с т а были отчасти продиктованы Р и м а и Италии распространился по стремлением упорядочить хотя бы укрепленному рубежу Рейна и Дуная. с формальной стороны государствен Этому к у л ь т у особенно покровитель ный культ; но было совершенно ясно, ствовали и императоры, и высшее чино что вместе с крушением с т а р о г о с е н а т вничество, и крупная буржуазия, в ского строя и обслуживавшая его Р. в и д у его популярности в солдатских также потрясена д о основания. Отсюда к р у г а х . Однако, достичь монополии с I в. начинается религиозный кризис, к у л ь т Митры все же не мог; тупик, в ко который заканчивается в IV* в. обра тором о ч у т и л а с ь государственная Р. зованием новой государственной рели в I I I в., д о известной степени характе гиозной организации в лицо христиан р и з у е т с я указом Каракаллы о равно ской церкви, с единым формально правии всех культов империи, кроме божеством и единым формально куль христианства (одновременно с предо том, соответствующими формальному ставлением римского гражданства всем единству империи (см. христианство). свободным жителям империи). Х р и с т и Но этот результат пришел не сразу; анство прошло на позицию монополь он был д о с т и г н у т после целого ряда ного г о с . культа .также в конечном попыток централизовать государствен с ч е т е через армию; но оно опиралась н у ю Р. в рамках нмпории на какой- также на с в о ю широкую организацию, либо традиционной основе. Наиболее которая к I V веку охватила у ж е все прямолинейной попыткой такого рода области империи и все слон ее насе было введение культа императора ления. (точнее, гения императора) и богини Ромы (см.; олицетворение Рима). Если 10. Исчезновение Р. Р. возникла на базе последний культ был чисто формаль примитивной техники элохн палеолита ным,то первый опирался на традицион- ,и примитивного миросозерцания бро в ы е примеры — культы Птолемеев и дячего охотника этой эпохи. П о э т о м у Селевкидов в эллинистических держа- :вполне естественно, что по мере у с п е вах, героев-основателей в греческих • о в науки и техники, в связи с разви х городах, наконец, на такие прецеденты, iтием производительных сил, особенно как культ фараонов в независимом iс о времени капиталистического с п о Египте и попытки культа царей в ; о б а производства, идеологическая база с Персии. Однако, э т о нововведение не ] должна была суживаться и авто Р. привилось; чиновничество и офицер- iритет ее должен был ослабевать. Это свай с о с т а в армий соблюдали офици- ; приводило к появлению атеистов, л ю альные церемонии новых культов, но дей без Р., которые одиночками встре последние былн бессильны подчинить iчаются еще в эпоху античного т о р г о своему обаянию массы по той простой ] вого капитала, встречаются ода ночками причине, что ни Рим, на цозари ни- \и в Европе с о времени перехода к про каким притягательным обаянием в мышленному капитализму; с о времени ] глазах средних я низших общест- « расцвета науки и техники в X I X века вонных с л о е в не пользовались. На- • число людей, не имеющих Р., значи» против, империи пришлось включить тельно увеличивается, так ч т о законе* , в число государственных культов не- i дательство европ. стран в конце X I X п. сколько новых восточных культов, г а - iвынуждено у ж е учитывать э т о явле ние; наконец, в X I X — X X в. быстра 1