
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
411 Религия! 412 и с т р е б и т е л ь и т . д . К у л ь т мертвых в ц а р с к у ю э п о х у значительно п о т у с к н е л , но ранее, как с в и д е т е л ь с т в у ю т легенды и некоторые выражения (в роде „хлеб печали") он с у щ е с т в о в а л в обычной форме, с принесением жертвоприноше ний мертвым; з а т о ж и в у т обычаи р о д о вой Р. с изображениями богов-предков (терафимы) и ежегодными родовыми п р г з д н е с т в а м и . Д о сих п о р неуяснен только в о п р о с о тотемизме; п ы т а л и с ь находить его пережитки в сравнениях родоначальников племен с животными и в собственных именах, означающих животных; однако, с большей или мень шей в е р о я т н о с т ь ю э т о молено д о п у с т и т ь только по отношению к Иуде, т. к. среди э т о г о племени лев был, несомненно, священным ж и в о т н ы м , а также к Ио с и ф у (бык) и Леви (змей . Народная Р. х а р а к т е р и з у е т с я о с о б о й привязан н о с т ь ю к первобытным к у л ь т а м и в е рованиям и особенно о х о т н о прибегает к магическим с р е д с т в а м ; но в ц а р с к у ю э п о х у в ней у ж е заметна новая и с и л ь ная земледельческая с т р у я . Земледель ческие культы и о б р я д ы шли по д в у м линиям. Одна, м а г и ч е с к а я , проявля л а с ь главным о б р а з о м на осеннем и новогоднем празднике, соединявшемся с м о м е н т о м окончательной у б о р к и по левого и с а д о в о г о у р о ж а я . З д е с ь благо дарственные жертвенные обряды при мыкали к д в у м магическим обрядам: о б р я д у п р о ц е с с и й в о к р у г жертвенника с пучками ветвей, к о т о р ы м и у ч а с т н и к и процессий размахивали, подражая ко лебаниям ветвей во время ветра, и о б р я д у возлияния воды, и м и т и р о в а в ш е м у дождевые п о т о к и — этим о б е с п е ч и вался д о ж д ь на осеннее время (.ранний д о ж д ь " ) — залог у р о ж а я . Д р у г а я л и ния — к у л ь т земледельческих б о г о в и полевых д у х о в . Последним оставлялся несжатый край поля; к у л ь т первых был сложнее и с о с р е д о т о ч и в а л с я на т р е х главных земледельческих праздни ках—начала ж а т в ы , или маццот ( п р а з д ник опресноков; см. X X X I , 841), конца жатвы, или пятидесятницы (см.), или шабуот, и у п о м я н у т о м осеннем празд нике — суккот, или кущи (см.); жертвен ные обряды и п и р ы были и х главными составными ч а с т я м и . Несомненно, ч т о земледельческие к у л ь т ы были у с в о е н ы сынами Израиля, не знавшими земле делия д о поселения в Ханаане, от хананеев, но было бы неправильно в с е х м е с т н ы х богов (см. Ваал) с ч и т а т ь хананейекими. В е с ь м а вероятно, некоторые и з местных ваалов были ранее пле менными и родовыми израильскими богами (напр., ваал Гад — бог у р о ж а я и б о г а т с т в а , ш е х е м с к и й ваал договоров в е р о я т н о племенной б о г Иосифа, и це лый р я д д р у г и х ) . В е с ь м а сложной и д о с и х пор нераз решенной в целом является проблема и з р а и л ь с к о г о б о г а Иагве (о произно шении имени с м . Иегова, X X I I , 673/74). Ш к о л а В е л л ь г а у з е п а (см. I X , 352/53, также библейская критика, Y , 543/45) с ч и т а л а Иагве общенациональным из раильским б о ж е с т в о м ; т е п е р ь эта точка з р е н и я в значительной степени поколе блена, ц ряд к р у п н ы х ученых полагает, что Иагве был лишь племенным богом И у д ы , а н е к о т о р ы е д о п у с к а ю т даже, ч т о он б ы л з а и м с т в о в а н израильтянами у мидианитян в к о ч е в у ю эпоху. Послед нее мало в е р о я т н о ; но иудейская кон цепция Иагве и м е е т з а себя очень много веских д а н н ы х и должна считаться е д и н с т в е н н о правильной. Особенно важ ным а р г у м е н т о м в п о л ь з у э т о й концеп ции является т о т факт, что с о времени р а с к о л а е д и н о г о и з р а и л ь с к о г о царства на д в а н а ч и н а е т с я упорная борьба ва п е р в е н с т в о Иагве и за национальное значение его к у л ь т а , которая исход! т в с е г д а и з И у д е и и в е д е т с я как офици альными и у д е й с к и м и к р у г а м и , так и п р о р о ч е с т в о м , а последнее, задвумя-тремя исключениями, т а к ж е было иудей с к и м . В э т у э п о х у в ы д в и г а е т с я также т е о р и я , ч т о и земледельческий культ д о л ж е н а д р е с о в а т ь с я Иагве, ибо он дал н а р о д у землю и я в л я е т с я ее верхов ным г о с п о д и н о м . В этом п у н к т е Иагве п р о т и в о п о с т а в л я л с я местным ваалам и в с т у п а л с ними в конфликт; но и в своем центре, в Иерусалиме, он вре менами имел сильных конкурентов в лице и н о з е м н ы х , финикийских и ас сирийских к у л ь т о в , которые отчасти в в о д и л и с ь царями п о политическим с о о б р а ж е н и я м , о т ч а с т и проникали и с а м и п о с е б е , как, напр., земледель ч е с к и е к у л ь т ы Т а м м у з а и Иштар (см. Астарта). Б о р ь б а за Иагве, носившая с н а ч а л а п о л и т и ч е с к и й характера C V I I I B . в с в я з и с аграрным к р и з и с о м при о б р е т а е т т а к ж е социальный характер; н а р о д н ы е п р о р о к и , и з в е с т н ы е нам лишь по о т р ы в к а м и х о р а к у л о в в современ ных п р о р о ч е с к и х книгах, о с у ж д а ю т вме с т е с т о г д а ш н и м о б щ е с т в о м традицион ный к у л ь т и с т р о я т социально-религиозн ы е у т о п и и . в с е г д а проводя и д е ю , ч т о с у д н а д г р е ш н ы м о б щ е с т в о м и организация н о в о г о о б щ е с т в а б у д у т произведены или самим Иагве, или его наместни ком, царем, помазанником Мессией (см. X X V 1 T I , 521/22; о пророчестве см. ХХХПТ, 572/73). Несмотря на чрезвы чайно обильное к о л и ч е с т в о работ, по-