
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
215 Революция и коитр-революция* 215 ств'енными сплами, была демократичен екая республика, 8-ыи часовой рабочий день, конфискация колоссального круп ного дворянского землевладения,—все меры, которые почти в полном объеме осуществила буржуазная Р. во Фран ц и и в 1792 и 1793 гг. Р у с с к а я Р. была вместе с тем и пролетарской, не толь ко в том смысле, что пролетариат был руководящей силой, авангардом движе ния, но и в том смысле, что специфи чески пролетарское средство борьбы — именно стачка — представляла главное средство раскачивания м а с с и наибо лее характерное явление в волнообраз ном нарастании решающих событий" („Доклад о революции 1905 г.", Лен. сб., т . V , с т р . 25). Ленин особенно хорошо разъяснил те новые .формы борьбы, которые делали Р. 1905 г. не только буржуазно-демократической, но и про летарской, и, опираясь на учение Маркса, развил далее и обосновал уче ние о диктатуре пролетариата. На опыте русских Р. 1905 г. и 1917 г. он показал возникновение, развитие и укрепление этой новой формы власти. „Коренной вопрос всякой Р.," писал он, „ е с т ь вопрос о власти в государ стве". Выясняя „Основы ленинизма", тов. Сталин так определяет природу про летарской Р. в отличие о т Р. буржу азной: 1) буржуазная Р. начинается обычно при наличии более или ме нее готовых форм капиталистического уклада, выросших и созревших еще до открытой Р. в недрах феодального об щества, тогда как пролетарская Р. на чинается при о т с у т с т в и и или почти при о т с у т с т в и и готовых форм соци алистического уклада. 2) Основная за дача буржуазной Р. сводится к тому, чтобы захватить власть и привести ее в соответствие с наличной буржуазной экономикой, т о г д а как основная задача пролетарской Р. сводится к тому, что бы, захватив власть* построить новую социалистическую экономику. 3) Б у р жуазная Р. завершается обычно захва т о м власти, т о г д а как для пролетар ской Р. захват власти является лишь ее началом, при чем власть используется <как р ы ч а г для перестройки старой эко номики и организации в о в о й . 4) Б у р жуазная Р. ограничивается заменой у власти одной эксплоататорской. груп пы другой эксплоататорской группой, в виду чего она не н у ж д а е т с я в сломе старой государственной машины, тогда как пролетарская Р. снимает с власти все и всякие эксплоататорские группы и ставит у власти вождя всех т р у д я щихся и эксплоатируемых, класс проле*арвев, в виду чего она не может обой тись б е з слома с т а р о й государственной машины и замены ее новой. 5) Буржу азная Р. не м о ж е т сплотить вокруг б у р ж у а з и и на сколько-нибудь дли тельный период миллионы трудящихся и эксплоатируемых масс именно пото му, ч т о они являются трудящимися и эксплоатируемыми, т о г д а как проле тарская Р. может и должна связать их с пролетариатом в длительный с о ю з именно как т р у д я щ и х с я и экспло атируемых, если она х о ч е т выпол нить свою основную задачу упрочения власти пролетариата и построения но вой социалистической экономики" (см. И. В. Сталин, „Об основах ленинизма", 1929 г., стр. 104, гл. I V . „Диктатура пролетариата"). Г о в о р я о диктатуре пролетариата, т о в . Сталин указывает, что три основные вопроса входят крае угольными камнями в ученпе о дикта т у р е пролетариата — диктатура проле тариата как о р у д и е пролетарской Р., диктатура пролетариата как господ с т в о пролетариата над буржуазией, советская власть как государственная форма д и к т а т у р ы пролетариата (там же, с т р . 16). „Социальная P. X I X века, —писал Маркс в работе „Восемнадцатое брю мера Л у и Б о н а п а р т а " , — м о ж е т почер пать для себя поэзию не из прошлого, а только и з б у д у щ е г о . Она не может даже начаться, пока не вытравлены все суеверия прошлого" („Соч.", т. I I I , стр. 137). Но если э т о справедливо по отношению к P. X I X века, т о тем более э т о верно п о отношенрю к P. X X в , особенно после опыта Октябрьской Р. у н а с и т о й гигантской перестройки, к о т о р у ю проводит партия и сов. власть в области индустриализации и коллек тивизации. В о т почему только в, свете нового учения — ленинизма — можно понять, как т е пружины, которые при водят в действие реакцию, так и при роду самой контр-революции. Маркс и Энгельс в своих историче ских работах исходили из основных положений своей теории, именно иэ т о г о закона, „согласно которому все исторические конфликты, разыгры ваются ли они в политической, рели гиозной, философской или ивой идеоч логической области, представляют в действительности лишь более или ме нее ясное выражение борьбы обще ственных классов, а существование и, следовательно! столкновение этих классов в с в о ю очередь обусловли•ваются уровнем развития их экономя-