
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
86 ПанамскШ каналъ. 86 200 милл. франк., американская прави тельственная комнсс1Я по постройке ка нала высказалась за путь черезъ Папаму. Это р е ш е т е было одобрено конгрессомъ и стало закономъ 26 ш н я 1902 г. подъ именемъ билля Опупера. Съ этого момента дело постройки канала окон чательно перешло изъ рукъ фрапцузовъ въ руки еввероамориканцевъ. Вопросъ вступилъ въ дипломатиче скую фазу. После долгихъ переговоровъ былъ подписанъ, 22 янв. 1903 г., договоръ между двумя правительствами, согласно которому Колумб1я уступала Соедин. Штатамъ зону въ 10 км. ширины по лиши канала отъ Колона до Панамы, кроме этихъ двухъ городовъ, но съ четырьмя островами при выходе капала въ Тиый океанъ. Соедин. Штаты обязы вались кончить каналъ шлюзный въ течете 12 летъ, а каналъ на уровне моря въ течете 22 л ё т ь . Колумбш должна бы ла быть выплачена сумма въ 10 милл. долл. сейчасъ же после ратнфикацш договора и, сверхъ того, 250.000 долл. ежегодно, начиная съ 9-го года. Но кон греесъ Колумбш потребовалъ впесешя въ договоръ многочисленныхъ и важныхъ изменешй. Правительство Соедин. Штатовъ решительно отказывалось при нять ихъ. КолумбШсгай сонатъ прервалъ свои заседашя 12 сект. 1903 г., не принявъ никакого решошя. Но 3 нояб. на перешейке вспыхнула револющя, н бы ла провозглашена независимая Панам ская республика, которая сейчасъ же бы ла признана Соодин. Штатами и полу чила ихъ поддержку. Черезъ несколько дней между Соедин. Штатами и новой республикою былъ подписанъ договоръ, воспроизводи впнй услов1я договора съ Колумб1ею; только ширина зоны, усту пленной Соедин. Штатамъ, была увели чена до 8 км. по каждую сторону ка нала. После того американцы немедлен но приступили къ работамъ. Топограапя. Ширина перешейка въ районе канала не превышаетъ 80-ти км. Цепь Кордильеровъ почти прерывается и на перешейке представлена лишь рядомъ отдельиыхъ воршинъ незначитель ной высоты. Наиболее высомл изъ нихъ лежать вне лиши канала. Каналъ сле ду етъ по долине Pio-Чагресъ, реки, впа дающей въ Атлантич. ок., и по долине Pio-Гранде, впадающей въ Tuxifi ок.; онъ переходить изъ одной долины въ другую, пересекая массивъ Кулебры, простирающейся отъ МатачинадоПедроМигель, на протяженш около 15 км. Наи более выдающаяся вершина Кулебры достигаетъ 90 мтр. Возвышенность эта значительно ближе къ Тихому, чемъ къ Атлантич. океану, и со стороны Тнхаго ок. спускается довольно круто (фиг. 1 и 2). Режимъ реки Чагресъ очень изменчнвъ: она довольно бедна водою въ сухой сезопъ, отъ декабря до мая, но въ дождливый сезонъ, особонно въ конце осени, она даетъ огромный расходъ во ды, возрастающей въ несколько часовъ отъ несколькихъ десятковъ до 3000 или 4000 куб. мтр. въ секунду. Очень важное явлеше представляетъ также разница амплитудъ морскихъ приливовъ и отливовъ обоихъ океановъ. У бореговъ Ат лантич. ок., при устье Pio-Чагресъ, у клонеше отъ средняго уровня составляетъ 30 или 35 стм., тогда какъ среднее го довое колебаше уровня моря въ Панам ской бухте определяется почти въ 4 мтр. Въ силу приливо-отливныхъ колебашн, прибрежная поверхность воды Велик, ок. бываетъ то выше, то ниже уровня Ат лантич. ок., и разница между обеими плоскостями можетъ превышать 3 метра. Выборг проекта. Технической комиссш, назначенной президентомъ Соедин. Штатовъ, пришлось сделать выборъ ме жду проектами канала троякого рода: 1) канала безшлюзпаго, на уровне оке ана; 2) канала шлюзнаго, съ эшелонами, соответствующими естествевнымъ возвышешямъ поверхности перешейка;3) ка пало съ запрудами и шлюзами, въ которомъ плоскость воды поднято, на вы соте водораздельного бьефа, какъ можно ближе къ уровню моря. Борьба мнешй шла почти исключительно можду проек тами первого и третьяго типа. Проекте канала на уровне океана, подобно Суэц кому, въ соответствии съ первоначальнымъ проектомъ Лессепса, пашелъ себе горячихъ защитниковъ, которые указы вали, что это было бы идеальнымъ рвшешемъ вопроса помощью искусственнаго пролива, тогда какъ съ шлюзами неизбежно связаны многочисленный по мехи. На это прежде всего возражали, что шлюзный каналъ будетъ стоить по чти въ два роза дешевле, чемъ каналъ безшлюзный, который потребуетъ колос-