
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
489 Огаревъ. 490 лющю аграрныхъ отношешй авторъ* просл'Ь;киваеть, начиная съ до-земледъльческаго фазиса, какъ въ сфере еельско-хозяйств. производства, такъ и въ области распредгъленгя средствъ производства, главн. обр., земли ме жду различными классами сельскохоз. населешя. Отмечая при анализе эволющи производства последова тельные этапы развит!я производи тельности земли, авторъ полемизируетъ со сторонниками закона убывающего шюдород1я, доказывая, ,что высокая производительность труда на первыхъ ступеняхъ аграрной эволющи зависитъ.гл. обр., отъ хищнической эксплуа тации природныхъ благъ, которая не избежно приводить къ падешю про дуктивности въ поел вдующемъ фазисе экстенсивнаго зернового хозяйства. Въ третьемъ фазисе, прн рациональной интенсификации, возникаетъ гармониче ское сочеташе развитш производитель ности земли съ подъемомъ продуктив ности человеческаго труда. На эволю цию распределения земли, кроме про изводственных^ оказывали огромное вл!ян1е факторы политические, создавmie первоначальную дифференщащю и концентрацию земель въ рукахъ господствующвхъ классовъ. Вопреки взгля ду, господствующему у представителей марксистскаго лагеря, авторъ доказы ваете, чтоэкономичеекая раз слоенность хозяйствъ въ аграрной сфере существо вала во все эпохи и что съ течетемъ времени, по м е р е сгущешя населешя н эволюцш производства, происходить дробленге землевладешя и хозяйства, сопровождающееся, при благотпиятныхъ экономич. условияхъ, его нивеллировкой, т. е. отмирашемъ крайнихъ группъ —латифундШ и парцельныхъ владенШ н развнпемъ за ихъ счетъ среднихъ и мелкпхъ хозяйствъ, преимущественно трудового типа. Идеальнымъ хоэяйствомъ, наиболее приспособленнымъ къ гармоническому развитию произво дительности земли и труда, авторъ считаетъ среднее или средне-крупное коллективное хозяйство, т. е. произ водственную коопераций хозяйствъ тру дового типа. Огаревъ, Николай Платоновичъ, другъ Герцена, поэтъ и публицистъ (1813—1877). Выросъ въ условияхъ бо гатой барской жизнн, окруженный съ двтетва релипознымъ духомъ и атмо сферой молитвъ, церковныхъ службъ. Мать 0. умерла вскоре после родовъ. Воспитывалъ его крепостной дядька, и 0. еще мальчнкомъ познакомился съ отрицательными сторонами кре постного права на судьбе своего преданнаго дядьки. И странно укладыва лись рядомъ молитвы, исповедь, евангел1е и жестокости отца, безмолвный, страдаюшдя фигуры крестьянъ. Безот четное и искусственно привитое ре лигиозное настроение скоро прошло. Юноша О. случайно знакомится и сбли жается съ Герценомъ. Друзья порази тельно сошлись во вкусахъ: вольнолю бивые герои Шиллера, свободные стихи Рылееваи Пушкина, преклонеше передъ декабристами были одинаково святы обоимъ. Учителя Герцена и О. знако мили нхъ съ идеями декабри сто въ, и г въ стихотворешяхъ 0. осталось много откликовъ и воспоминании о собьгпяхъ 25-го года. Романтичесше порывы дру зей вылились въ форме знаменитой клятвы на Воробьевыхъ горахъ. Обаяше Шиллера продолжало воспитывать ихъ порывы; между ними завязалась роман тическая дружба, нежная и страстная, какъ любовь. 17-ти л е т ъ 0. поступилъ въ московский университетъ, черезъ годъ после поступлешя туда Герцена. Здесь они оба увлекаются философией, близко входятъ въ студенческую жизнь университета, и мало-по-малу вокругъ нихъ вырастаетъ студевческШ кружокъ. Н. Сатинъ, В. Пассекъ, Н. Кетчеръ и др. входили въ этотъ дружескШ кру жокъ, явившШся противовесомъ кружку Станкевича. Въ кружке 0. и Герцена лелеяли мысль о тайномъ обществе и широкой политической работе. Эти юношесюя мечты были смутны, не определенны. Больше всего проповедывалн „ненависть ко всякому насилию, ко всякому произволу". Съ Запада и Юга шли вести объ шльской рево люции и польскомъ воэсташи. На лите ратуре сенъ-симонизма оттачивалась еще незрелая политическая мысль. Дружеский беседы и чтешя сменялись дружескими пирушками, и весъ кру жокъ былъ общешемъромантиковъ, меч тателей п сибаритовъ. 0. былъ однимъ изъ вдохновителей кружка.Всегда тихш