
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
261 Н о н а ш в с т в о в ъ Росс1и. 262 дударей, шсифляне (последователи 1огйфа Волопкаго; см. XXII. 671) въ то же время требовали, чтобы правительство поставило свой ыечъ въ распоряжение воинству ющаго православ1я для борьбы е ъ еретиками, и весьма недвусмыслен но заявляли, что обязанность повино вения властямъ стоить въ зависимости отъ того, творятъ ли оне „Бож1е повелеше*\ а если не творятъ и „вне воли Господин повелеваютъ намъ, да не послушаемъ ихъ". Максимъ Грекъ подошелъ еще ближе къ католической догме о супрематш духовной власти, когда писал*, что „святительство и царя мажетъ и в е н ч а е т ь и утверждает*, а не царство — святнтелехъ... Убо больши есть священство царства земскаго. кро ме бо всякаго прекослов1Я меньша отъ большаго благословляется".Московское правительство въ л и ц е Ивана Ш сде лало попытку р е ш и т ь вопросъ наибо л е е действительнымъ и радикальнымъ лутемъ. Еще при завоеван] и Новгорода Иван* отнялъ часть монастырскихъ и архйепископскнхъ земель и роздалъ ихъ в ъ поместье д е т я м ъ боярскимъ. На соборе 1503 г. онъ предложил* обра тить въ собственность государства все вообще населенный ыонастырсшя вот чины. Попытка не удалась. Несмотря на энергичную поддержку, оказан, этой идее со стороны главы заволжскихъ старцевъ Нила Сорскаго (см.), соборъ отвергъ предложеше и категорически заявилъ: „Не смеемъ отдать церковнаго стяжанш. ибо оно есть Божю и непри косновенно". Т е м ь не менее среди са мого М., в ъ связи съ реформаторскими -стремлешями, исходившими изъ Кирил лова Б е л озерскаго монастыря, нашлись голоса, которые примкнули къ пропове ди Нила Сорскаго о монашеском* нестяжанш, и острый вопросъ, поднятый на соборе 1503 г., становится надолго предметом* горячей полемики въ рус ской духовной литературе. Принцишальное разноглаЫе во взглядах* наибо лее выдающихся представителей М. на монастырская и м е т я было во всякомъ •случае на-руку московском* государямъ. Секуляризация монастырскихъ «отчин* такимъ образомъ только отсро чивалась, но надъ могуществом* церк ви, надъ экономическим* преобладагаемъ монастырей нависала угроза, обрекавшая на безплодность в с в теократичесшя разсуждешя юснфлянъ. Впрочемъ, рядовое М., чуждое высо кому полету мыслей своихъ вождей, относилось совершенно безучастно къ вопросу о супрематш духовной власти и своимъ поведешемъ могло лишь ском прометировать стремлешя иодобваго рода. Оно попрежнему плохо слушалось предписашй уставовъ и заботилось, главным* образомъ, о npiy множен»! „церковнаго стяжания*. Соборъ 1503 г., а з а т е м * Стоглавый 1551 г. осужда ют* такъ назыв. „средостенные" мо настыри и запрещают* совместную жизнь монаховъ съ монахинями. Т е м ь не менее, таше монастыри встречают ся и позднее. Въ своихъ вопросахъ Сто главому собору Грозный указывает*, между прочим*, на то, что „архиман дриты и игумены некоторые службы божш и трапезы и братства не зиаютъ. покой только себе въ кельяхъ съ го стями имеютъ, да племянников* сво ихъ вмещают* въ монастырь...** Тамъ же Грозный просить соборъ решить, подобает* ли монахам* отдавать день ги въ рост*. ООвинешя настоятелей въ томъ, что они „пустошат*" свои мона стыри, монаховъ вообще—въ распут стве, пьянстве, бродяжничестве и насюпяхъ раздаются со в с е х ъ сторонъ. и въ официальных* документах* и въ частныхъ свидетельствах*. Въ этомъ отношешй характерно постановлеше, вынесенное собором* при бедоре Ива новиче. Чтобы поднять нравственность монашествующих*, соборъ указал*: „изъ монастырей монаховъ ие выпу скать. А которые чернецы в ъ монасты рях* не живут* и безчинствуютъ по Москве и въ городахъ, ходить по ка бакам*, по корчмамъ и морским* до мам*, упиваются до-пьяна и валяются по улицам*, на таких* безчинниковъ Троицко - Серпева монастыря власти должны возобновить бывший Пятницшй монастырь, огородить его высоким* стоячим* тыномъ... въ этотъ монастырь безчинниковъ сослать". При бедоре же игумен* Толконцовскаго монастыря Каллистъ „пропировался и пропил* всю монастырскую казну", а все гра моты жаяованныя и документы отдал* Печерскому монастырю. Въ тотемскомъ уезде строитель Тафтонской пустыни.