
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
93 Мистра— Мистраль. 94 наго Суда онъ не признает*. Адъ въ его пстолкованш не карательное учре ждений, не место возмезд1Я и не чи стилище, наоборотъ, это—среда, точно соответствующая любимейшей мечте дупгь, въ ней заключающихся; ничто, кроме собственная желашя, ихъ я е удерживает*, и всякая другая CTHXIH была бы для нихъ нестерпима. Не скованная узами плоти, не отвлекае мая никакими внешними впечатле ниями, картинами земной жизни, душа следуетъ господствующему влечешю, становится какъ бы одержимой имъ; и этим* основнымъ неодолимымъ тяготвшемъ определяется собственное место каждой души, ея судьба в ъ д у ховномъ Mipe, ея мистическое общение съ однородными душами, которыя обра зуют* ея сферу. Если въ Mipe фиэическомъ наша личность достигаетъ самосознашя лишь въ постоянном* взаимодепствш съ внешней объектив ной средой, то въ загробномъ Mipe Сведенборга самая среда представляет ся духовной и вполне соответствую щей своему содержимому, являясь какъ бы объективацией этого п о с л е д н я я . Чудовищные образы, наполняющее от дельный сферы ада, не суть что-либо чуждое и внешнее т е м ъ душам*, ко торыя ихъ составляют*, — у Сведен борга н е т * чертей, кроме самых* душъ; те муки, те истязания, которымъ подвергается душа, не суть внешшя наказашя, — она сама создает* ихъ себе, иногда ищет* ихъ въ безумш своего желашя, которое достигаетъ к р а й н я я напряжения въ ЖИЗНИ духа, не ограниченная услов1ями физиче с к а я существовашя. Такъ, земной сластолюбецъ будетъ обреченъ въ поту стороннем* Mipe испытывать постоян ную нравственную тошноту среди на зойливая гарема. Чревоугодникъ бу детъ изнывать отъ неотступных* при торных* яств*, а пьяница никуда не уйдет* отъ неизсякаемаго океана по стылой отравы... Сведенборгъ навлек* на себя немилость п р а в о в е р н а я клира и едва не былъ объявлен* душевно больным*. Еретическая филocoфiя средневековья восприняла отъ гно стиков* индивидуалистическое убе ждено, что для чистаго все чисто, проникновенному мистику все позво лено и для полноты познашя и всепрощешя нужно все испытать до са мых* низменных* грехов* включи тельно. Величайшим* представителем* средневековая М. былъ мейстеръ Эккардтъ (1260 — 1327), создавший свое талантливое учение независимо отъцерковно - догматических* предпосылок*. Характерными воплощешями традицш М. являются далее знаменитый Парацельсъ (см.), оказавший могучее вль яше на Якова Бёме, а черезъ него и на Сенъ - Мартена, Баадера и др. М. въ качестве существевнаго элемента встречается во многихъ системах* но вейшей философш. На русской почве гешальнымъ поборником* М. был* Вла димир* Соловьев* (см.), у к о т о р а я однако это начало умеряется и урав новешивается критицизмом*. Модный и вл1ятельный въ ваши дни интуити визм* Бергсона, Л о с с к а я и др. имеет* много точек* соприкосновешя съ М., но существенно отличается отъ него тЬмъ, что не ставит* релипозную проблему во главу угла своей логиче ской архитектуры. Въ безбрежной и пестрой литера туре о М, особенная внимания заслу живают*: James, „Тле varieties of reli gions experience" (1902, есть русский перевод*); Bokde, „Psyche (Seelencult una Unsterblichkeitsglaube der Griechen)*, 1894; Perty, „Mystische Erscjieinungen der menscnlichen Natur"; Du Prel, „Philosophie derMystik" (есть рус ский перевод*); KieseweUer, „Die Geheimwissenschaften" (L. 1895); Gd'rres, „ChristlicheMystik* ;Ei6e(, Mystique Di vine", 2 тома (Париж*, 1890); A. Bepтелоескгй, „Западная средневековая мистика и ея отношение къ католиче ству"; Вёсё^ас, „Essai sur les fondements de la connaissance mystique", 1897; Bousselot, „Les mystiques espagnoles", 1867; Лапшинъ, „М. познаше и вселен ское чувство". Вал. Операнапй. Нистра (Мизитра), город* на полу острове Морее, близ* древней Спарты; до 1825 г. крепость, разруш. во время войны за освобождение Грещи Ибрагимомъ-пашой; ок. 900 жит. Мистраль (магистраль, Circius древ них*), холодный и сухой сев.-эапад. ветер*, дуюшдй въ южной Франции и направляющейся оттуда чрез* Лишсшй , 4