
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
227 Марксъ. 228 рассматривать свой предметъ равнымъ отношешями собственности, внутри ко образомънсторически, изучая и обобщая торыхъ оне до сихъ поръ развивались. пронсхождеше и развитее поэнашя, пе- Изъ формъ развитая производительныхъ силъ эти отношения превращаются въ реходъ оть незнания къ познашю. ихъ оковы. Тогда наступаете эпоха соМатергалистическое понимате исто ми. Сознаше непоследовательно сти, щальнаго переворота. Съ иаменешемъ незавершенности, односторонности ста экономической основы происходить, раго матер'юлнзма привело М-ca къ медленнее пли быстрее, перевороте во убъждетю въ необходимости „согласо всей громадной надстройке. При развать науку объ обществе съ матереа- смотрешн такихъ персворотовъ необ лнстичеси. основашемъ и перестроить ходимо всегда отличать материальный, се соответственно этому основанию". съ естественно-научной точностью кон Если матер^алпзмъ вообще объясняетъ статируемый перевороте въ экономясознаше нзъ бытая, а не обратно, то ческихъ условшхъ производства отъ въ применении къ общественной жизни юридическихъ, политическнхъ, реличеловечества матер1ализмъ требовалъ позныхъ, художественныхъ или фило обънснешя общественного сознашя изъ софски хъ, короче — отъ идеологичеобщественнаго бытая. „Техиолопл,—го скнхъ формъ, въ которыхъ люди со ворить М. („Кап.**, I), — вскрываетъ знание этотъ конфликт!» и борются ме активное отношеше человека къ при жду собой иа почве его. Какъ объ отроде, непосредственный нроцеесъ иро- дЬльномъ человеке нельзя судить на наводства его жизни, а вмести- съ гКмъ оеновашн того, что самъ онъ о с е б е п его общественныхъ условии жизни н думаете, точно такъ же нельзя судить проистекающнхъ изъ иихъ духовныхъ о подобной эпохе персворотовъ по ея со представлен!Й . Дельную формулиров знанию. Наоборотъ, это сознаше надо ку основныхъ положешй матер1ализма, объяснить нзъ противореча матер!альраспростраиеннаго на человеческое ной жнзии, нзъ еуществующаго кон общество и его исторпо, М. далъвъпре- фликта между общественными произ днел. къ соч. „Къ критике иол. экон." водительными силами и производствен въ слБдующихъ словахъ: „Въ обще ными отлошешями... Въ общихъ черствен но мъ производстве своей жизни тахъ aaiaTCKift, античный, феодальный (In der gesellschaftlichen Production и современный, буржуазный способы i hres Lebens) люди встуиаютъвъопреде- производства можно обозначить, какъ ленныя, необходимый, отъ нхъ волн не прогрессивный эпохи экономической зависящая, OTHomeHiH—производствен- общественной формации. Буржуазный иыя отношежя, кот. соответствують производственпыя отношен! я соста определенной ступени развитая ихъ ма- вляюсь последнюю антагонистическую тореальныхъ производит, силъ. Сово форму общественнаго процесса произ купность этихъ ироизподственныхъ от водства"... ношешй составляетъ экономнч. струк Матер)алистическое понимаше исто туру общества, реальный базисъ, на кот. рш, или, вернее, распространен ie матевозвышается юридич. и политич. над р1ализма на область общественныхъ стройка и кот. соответствують опре явлений, устранило два главныхъ недо деленный формы общественнаго созна статка прежнихъ историческнхъ теорШ. ния. Способъ производства матер5альной Во-1-хъ, оне въ лучшемъ случае разжизни обусловливаешь социальный, по сматривали лишь идейные мотивы исто литически и духовный процессы жизни рической деятельности людей, не на вообще. Но сознан! е людей определяете следуя того, чемъ вызываются эти мо нхъ бытие, а, наоборотъ, нхъ обществен тивы, не улавливая объективной зако ное бытае определяете нхъ сознаше. номерности въ развитш системы обще На известной ступени своего развитая ственныхъ отношешй, не усматривая матечнальныя производительный силы корней этихъ отношешй въ степени раз общества приходите въ противоречие витая матер1альнаго производства; восъ существующими производственными 2-хъ,прежшя теорш не охватывали! какъ отношешями, пли, что является только разъ действий массъ населешя, тогда юридически мъ выражешемъ этого, съ какъ исторически матер1ализмъ впер-