
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
91 Мальбраншъ -Мальзербъ. 92 Мальбраншъ (Malebranche), Ни колай, выдающейся франц. философъ (1038—1715), своеобразно дополинвилй и изменивший учето Декарта (см.). Род. въ Париже, кзучалъ философию въ College de la Marche, теологию въ Сорбонне, 23 летъ вступилъ въ конгрегащю отцовъ 0ратор1я Iucyca. Слу чайно обратилъ внимание на картез1анство (см.) и вскоре вполне овладелъ имъ. Въ 1675 г. напечаталъ главнейшее сочинение „De la recherche de la \6~ rit£" (русск. пер. „Разыскание истины"). M. своеобразно сочеталъ мистицизмъ и ращоналнзмъ. Мистическпмъ являет ся его учете о томе, что все вещи мы созерцаемъ въ Богь, который есть местопребывание духовъ, какъ про странство—теле. Богъ содержите въ себе также и идеи твлъ. По этимъ пдеямъ созданъ Mipe. Мы познаемъ м1ръ только чрезъ идеи, который, сле довательно, присущи Богу и намъ, а потому имеюте более чемъ субъек тивное значете. Неточность познанш обусловливается тЬмъ, что мы—только несовершенный доли Божественная Существа, п потому вся безконечная полнота идей, заключенная въ Боге, наме недоступна. Для правильная по знания человеке долженъ руководиться голосомъ разума: принимать должно лишь то, что очевидно, чего отвер гнуть нельзя безъ тай ныхъ укоровъ разума; поэтому нельзя утверждать, что существуете только два начала: духовное и телесное. Мы знаемъ только эти два, но могуть быть и друг) я. По этому же нельзя считать Бога духовнымъ сугаествомъ. Онъ есть существо безъ ограничения, заключающее пол ноту бьшя (tout ёЧге). На техе же основахъ строится этическое у ч е т е М. Такъ какъ все вещи содержатся въ БогЬ, то стрсмлете къ нимъ есть, въ сущности, стремление къБогу. Однако, эти отдвльиыя пожелашя ложны, предосудительны и приносить несчастье, если изе-за еди ничная забывается целое (Божество). Не должно любить того, что можно ис любить безъ угрызен Ы совести. Совсршеннымъ вь нравственяомъ смысле будете стремление ке Божеству и не раздельная, заслоняющая весь лмрь любовь ке нему. Удовлетворить эту любовь можете только поанаше Бога. О М. см.: Olle-Laprunc, „La Philosophie de M."; ВозюсенскШ, „Къ исторш идеа лизма", ч. I , „Объ источникахъ фило софы М.". И. Малиншъ. Мальва, см. мальвовых. Мальва, агентура Центр. Индш (23.100 кв. км. съ 1.054.753 жнт.), къ вост. отъ Раджпутаны; заключаетъ го сударства Гвалюре, Индоръ, Бопалъ и множество др. мелк. государствъ; населена племенами биль, гонды, раджпутами и представителями другихъ индЫск. племенъ. М. очень плодородна и производить огромное количество ошума (макъ—гл. предметъ культуры); съ 1817 г.—подъ британск. владыч. Мальваз1я, вино, си. X, 225. Шальвернъ, городе въ англШск. графстве Устеръ (Worcester), живо писно расположене на вост. склоне ЗИ-схихъ горъ (426 м. в.); лучшЫ водолеч. завед. Англш; сол., щелочн. и железн. источники.; 16.514 ж. Мальвовыя, Malvaceae, сем. изъ пор. Columniferae, травы и деревяни стый растенЫ,богатыя слизью. Плоде коробочка или распадающийся (дроб ный). М. распространены по всей зем ле, за исключетемъ полярныхъ странъ, но чаще встречаются въ теплыхъ странахъ. Насчитывается свыше 700 видовъ и 65 родовъ. Главнейппй пред • ставитель М. — хлопчатникъ (см.). Центр, роде мальва, Malva, съ 30 ви дами, распространенными ве умеренныхе странахе; характ. признаке — подчапие изъ Зраздельныхълистковъ. Круглолистная М., просвирнякъ, калачикъ, М. rotundifolia, маленькое растсnie съ небольшими сввтлорозовымицве тами и плоско - округлыми дробными плодами (просвирка), которые съ удовольств!емъ едяте дети. Ке М. принадлежить родъ алтея (си. И, 305). Деко ративны мъ растешемъ также служитъ виде гибискусъ (си.). М. Н. Мальзербъ (Malesherbes), Кретьенъ Гильомъ де Ламуаньонъ, франц. ми нистре (1721 — 1794). Въ 1771 г. открыто выступилъ въ защиту правъ парламента и предлагалъ созван!о генерал ьныхъ штатовъ, за что Людовпкомъ XV былъ устранеиъ отъ делъ и удалился въ свое поместье. Воз вращенный къ общественной дея тельности въ новое царствонаше,