
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
147 КоординаШя двнженИк. 148 влечетъ аа собой раздражение твхъ чувствительных* нейроновъ, которые своими периферическими разветвле ниями распределяются среди мышечныхъ волоконъ. Благодаря этому ка ждый двигательный моментъ при соса нии,—будетъ ли это втягивание всасы ваемой жидкости въ полость рта, или проталкиваше ея въ сторону пище вода,—сопровождается возбуждешемъ определенной группы чувствительн. проводниковъ, которые передаютъ вос принятое ими раздражеше на кору большого мозга. Изъ такихъ раздраженШ, дошедшихъ до мозговой коры, при постепенномъ развитш психики ребенка, возникаютъ последовательно сначала ощущешя совершонныхъ дви женШ, а затемъ и вполне определенныя о нихъ представлешя. Съ того момента, какъ ребенокъ получить воз можность совершать движешя по сво ему произволу, онъ начинаетъ пытать ся приводить въ действ1е весь нуж¬ ный для сосашя механизмъ исключи тельно по собственному почину, поль зуясь для этого сложившимися уже представлениями о техъ движешяхъ, которыя ведуть къ преследуемой имъ цели. И если бы случайно вызванныя его волей движешя стали резко раз ниться отъ твхъ, которыя производи лись имъ раньше совершенно непро извольно, и оказались поэтому не вполне целесообразны, его сознаше отметило бы это, благодаря несход ству въ ощущешяхъ, получавшихся имъ раньше и полученныхъ имъ те перь—въ моментъ дроизвольнаго со сашя. А разъ сознашемъ уловлена разница между ощущешемъ, къ кото рому привыкъ уже организмъ, и темъ, которое сопутствуетъ движенш новому, совершаемому по воле, ребенокъ стре мится видоизменить свое волевое дви ж е т е и видоизменяетъ его до техъ поръ, пока ощущеше, получаемое отъ этого движешя, не совладеть вполне съ твмъ ощущешемъ, которое полу чалось имъ раньше отъ его прежнихъ движенШ и которое ясно сохраняется въ его памяти. И какъ только воле удалось вызвать движешя, даюшдя ощущешя, совершенно сходный съ раньше бывшими ощущениями, орга низмъ обезпеченъ насчетъ того, что его волевыя движен1я совершаются целесообразно, такъ какъ они явля ются вполне сходными съ твми дви жениями, которыя совершались имъ раньше непроизвольно. Целесообраз ными будутъ оставаться волевыя дви жешя все время до твхъ поръ, пока имъ будутъ соответствовать обычныя, такъ сказать, нормальный ощущешя. Т. обр. ощущешя, воспринимаемыя съ периферш, действительно могутъ явиться регуляторами твхъ произ вольныхъ движенШ, которыя развива ются изъ движешй непроизвольныхъ; говоря иначе, для насъ не подложить сомнению, что центростремительные пути действительно участвують въ К. такихъ произвольныхъ движений, ко торыя имеютъ евоимъ прототипомъ движешя непроизвольный. Но мы въ праве допустить, что и все остальныя произвольвыя движешя—те, которыя вырабатываются индивидомъ вне вся кой зависимости отъ движешй непро извольныхъ,—сохраняюсь свою точ ность благодаря регулирующему вл!яшю центростремительныхъ путей. Справедливость этого положешя мы постараемся выяснить на частномъ примере. Представимъ себе лицо, ко торое желаетъ усвоить технику игры на рояли. Подражая тому, кто является преподающимъ данное искусство, учащШся стремится производить паль цами своей руки рядъ движенШ опре деленная объема, силы, скорости, по следовательности и т. д. О томъ, на сколько это удается ему, вначале онъ можетъ судить только при помощи зреН1Я и слуха. Но съ того момента, когда имъ уже достигнута известная степень точности въ движешяхъ, свое сужд. объ этихъ движ. онъ начинаетъ основывать не столько на зрительныхъ и слуховыхъ воспр1ятШхъ, сколько на ощуще шяхъ общаго свойства, идущихъ отъ руки. Получая при томъ или другомъ движенШ ощущеше, обычное для дан наго движешя, онъ заключаетъ о пра вильности этого движешя; наоборотъ, въ томъ случае, когда то или другое движете начинаетъ вызывать въ его сознании востМяття необычайнаго свой ства, онъ обращаеть внимание на свою руку, контролируетъ зрешемъ или слухомъ данный двигательный актъ