
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
207 Китай. 208 „трехъ гфрствъ" (220—280 г. по Р. Хр.) на всемъ протяженш китайской исто р ш представляется самой запутанной, но в ъ памяти китайскаго народа она оставила ж и в е й ш е е воспоминаше; это му не мало способствовалъ знаменитый исторический романъ „Сань-го-чжи". Одинъ и з ъ героевъ романа и исторш г е н е р а л ъ Гуань-Юй, умерппй в ъ 219 г. по Р . Хр., в ъ Х П в. былъ канонизов а н ъ , а в ъ 1594 г. былъ признанъ бог о м ъ войны, подъ именемъ Гуань-ди; другой генералъ Чжу-Гэ-лянъ (Кунъминъ) до п о с л е д н я г о времени я в л я е т с я популярнейшимъ героемъ и идеаломъ всякаго китайскаго государственнаго ч е л о в е к а . В ъ разсматриваемую эпоху в ъ К. были т р и самостоятельный госу дарства: Вэй, занимало всю северную половину современнаго К., со столицей в ъ Ъ,—нынешнш Чжанъ-дэ-фу в ъ пров. Хэ-нань; государство У занимало вост. ч а с т ь южнаго К. с ъ устьемъ р . Я н ъ цзы-цзяна, столица была в ъ Ц з я н ь - е ( н ы н е ш н ш Нанкинъ), и государство Ш у было в ъ западной части южнаго К., гл. обр. в ъ современной провинцш Сы-Чуанъ, со столицей И - чжоу—нынешнее Чэнъ-ду-фу. В с я эпоха т р е х ъ царствъ наполнена постоянной междоусобной борьбой, победителемъ и з ъ которой вышло государство Вэй: в ъ 263 г. Вэй покоряетъ Ш у , а в ъ 280 г.—У. В ъ самомъ г о с у д а р с т в е Вэй царство вавшая династия была свержена н ъ к 1 имъ Сы-ма-Ян'емъ, принцемъ Ц з и н ъ , который подъ этимъ именемъ и осно в а л ъ в ъ 265 г. новую д и н а с т ш , из в е с т н у ю в ъ исторш к а к ъ „Западная" (265 — 316) и „Восточная" (317—420) Цзинъ. П р и императорахъ династш Ц з и н ъ , и з ъ которыхъ западные и м е л и р е з и д е н щ ю в ъ Л о - я н е , а восточные, съ императора Юань-ди (317—322),— в ъ Н а н к и н е , в ъ г о с у д а р с т в е повсюду возникали независимый мелшя царства, иногда подъ властью правителей некитайскаго происхождешя. Эта эпоха мелкихъ государствъ и з в е с т н а в ъ исто р ш подъ именемъ „Ши-лю-го", „16 ц а р с т в ъ " . П о с л е д ш й представитель ди н а с т ш в ъ 420 г . передалъ престолъ своему полководцу Лю-Юй'ю, основав шему новую китайскую династш Сунъ, которая, в ъ отлич1е отъ позднейшей Сунской династш, н а з ы в а е т с я Лю- Сунъ. Только в ъ 439 г. пало послед нее и з ъ пяти царствъ, еще существовавшихъ самостоятельно при вступле нии на престолъ императора У-ди, основателя д и н а с т ш Сунъ—первой и з ъ эпохи „Южныхъ династШ" (Нань-чао). Эта династш, насчитывающая з а коротюй перюдъ времени (420—479) во семь императоровъ, пала вследств1е внутреннихъ раздоровъ; конецъ ей по ложилъ е я же полководецъ Сяо-даочэнъ, истребивппй царскую семью. Онъ вступилъ на престолъ подъ имепемъ Гао-ди и положилъ начало новой ди настш Ци (479—502). И з ъ семи импе раторовъ этой династш, заявившихъ себя жестокими тиранами, четверо бы ли убиты; последний императоръ былъ у б и т ь Хэ-ди (Сяо-янемъ), захватившимъ власть подъ именемъ перваго императора новой династги Лянъ (502 — 557). Столицей этой д и н а с т ш былъ г. Нанкинъ. Первый импера торъ этой д и н а с т ш много с д е л а л ъ д л я конфуцианства, а п о з д н е е — и д л я буддизма. Династхя пала вcлeдcтвie внутреннихъ раздоровъ; пятый е я пред ставитель былъ убитъ в ъ 558 г. В ъ 557 г. в с т у п и л ъ на престолъ мятежникъ Чэнь-ба-сянь, какъ первый им ператоръ династги Чэнь (557—587),— последней и з ъ т а к ъ называемыхъ „Южныхъ д и н а с т ш " . З а в р е м я своего т р и д ц а т и л е т н я г о существования она и м е л а 5 императоровъ и пала, к а к ъ и е я предшественницы, ^следствхе семейныхъ споровъ н безпутной жизни ея правителей. Ц е л ы й р я д ъ мелкихъ государствъ, в о з н и к ш и х ъ в ъ северномъ К. в ъ п е р ю д ъ „ С е в е р в ы х ъ " и „Юж н ы х ъ династш", к ъ 439 г. былъ объединеяъ подъ властью инородческой династш Вэй (Тоба-Вэй), управлявшей С е в е р н ы м ъ К. в ъ п е р ю д ъ времени с ъ 439 по 534 г. Династ1я Б э й - В э й была татарскагопроисхождешя; первое время этой д и н а с т ш х а р а к т е р и з у е т с я крайне враждебными отношешями между о с е д лыми и остававшимися еще кочевыми татарскими племенами. П о з д н е е отно шеши к ъ родственнымъ племенамъ улучшились, и возникли обширныя торговыя сношешя с ъ с е в е р о м ъ и з а падомъ, до Оби и Байкала. Преданные попеременно то даосизму, то буддизму, императоры этой династии или покро-