
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
171 Женск1й вопросъ. 172 щешя женъ, а затвмъ и покупки ихъ. Мужчина делается все более и и более воинственными». Женщина не можетъ уже следовать за нимъ въ его военныхъ походахъ. Она прикована къ домашнему очагу и должна охранять его, своихъ детей и добычу мужа. Афоризмъ Аристотеля—„дело мужа— приобретать, дело жены сохранять"— воплощается въ жизнь. Но развиваю щаяся борьба племенъ, кровавый вой ны делаютъ мужчину не только военлоначальникомъ племени, но и госпо дином надъ женщинами н детьми. Вместе съ развипемъ собственности на вещи и природный богатства заго рается эмблема будущей цивилизации: собственность на человека. Въ Китае до сихъ пбръ сохранился обычай бра косочетания: на печке стоить фарфо ровое божество; молодые становятся передъ нимъ, и невеста передаешь ему, стоя на коленяхъ, связку палокъ въ знакъ своего подчинены. По этнографическимъ изследованЫмъ, по исто рш развиты права и морали можно проследить, какъ, при какихъ именно обстоятельствахъ, пронесла женщина черезъ всю историю эту связку—символъ своего подчинены. И лишь въ конце ХУЛ! и, главнымъ образомъ, во второй половине XIX века возникаешь проблема освобождения женщины, эмаиципацЫ ея, — возникаешь женский во просъ въ его современной форме. Въ основе современная женскаго вопроса лзжать корепяыя изменены, происшедший за последнЫ два столе тия въ народномъ хозяйстве, въ про мышленной жизни. Бюхеръ различаешь след. формы промышленности, разви вающаяся въ исторической последова тельности у всехъ культурныхъ наро довъ: 1) производство для домашяихъ потребностей. На этой ступени женщипа широко участвуешь въ производ стве. Женщина ткешь, прядешь, шьешь, штукатурить избу, трамбуешь полъ, работаешь въ саду и въ поле. Оце нить долю участЫ мужчины и жен щины на этой ступени производства невозможно: все связано, ремесло еще не отрывается отъ земледелЫ, — вс* члены семьи одинаково заняты рабо тами. 2—3) Вторая и третья ступень— работа на заказъ (Lohnwerk) и реме сло. На этихъ ступеняхъ развиты про мышленности ремесло уже отделяется отъ земледелЫ. Ремесленникъ рабо таешь или у себя яа дому, изъ сырого материала, приносимая заказчиками, или идешь въ отходъ съ одними инстру ментами. Воспитываются кадры сапожниковъ, портвыхъ, скорняковъ, столяровъ, стекольщиковъ и другихъ ремесленниковъ. Женщина начинаешь отста вать: въ то время какъ мужъ или брать спешализируются въ какой-либо отрасли производства, она попрежнему остается при домъ—для исполнения домашнихъ работъ. Въ перюдъ цехо вого строя, когда ремесло совершенно обособилось, а ремесленники объеди нились въ особую касту,—цехи ведушь упорную борьбу съ попытками жен щины проникнуть въ цехи. Такъ, напр., ткачи ковровъ утверждали, что ихъ трудъ слншкомъ тяжелъ для женщинъ, к уже въ ХШ столетш исключили ихъ изъ пеховъ; сукновалы и шляпоч ники Кельна торжественно объявили, что ихъ ремесло „свойственно только мужчине". Въ XVI веке портные почти во всехъ ремесленныхъ центрахъ жаловались на росте женскаго труда, и имъ удалось провести запрещеше женщинамъ изготовлять все другЫ платья, кроме женскихъ. Мно гие цехи воспрещали употреблять трудъ ученицъ, — даже дочерей мастеровъ. Самый трудъ женшй считался въ это время чемъ-то низкимъ и нечсстнымъ, и уважающее себя мужчины счи тали ниже своего достоинства рабо тать рядомъ съ женщиной. Уставы портняжныхъ, поясничныхъ и котельщичьихъ органиаащй категорически воспрещали подмастерьямъ работать рядомъ съ женщинами. 4) Четвертая ступень—кустарная промышленность, работа на скупщика. Женщина сыграла пе малую роль въ распространены и развита! кустарной промышленности. Изгнанная изъ цеховъ, она стала за ниматься домашней работой,—получая заказы отъ самихъ мастеровъ и скупщиковъ. Эта работа обходила стесни тельный постановлены цеховыхъ орга низаций, служила нсточникомъ наживы для скупщиковъ и потому стала бы стро распространяться. Соглашаясь на жалкгй ааработокъ, женщина—при раз-