
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
213 Душа, 214 Философия Платона противополагаетъ миръ нематериальныхъ н неизмен ныхъ „идей" Mipy чувственному, матерналъному и изменчивому. Въ этой теории двухъ мфовъ Д. занимаетъ какъ бы промежуточное место. По своей спо собности познавать идеи она итринадлежитъ сверхчувственному миру, а по скольку она связана съ жизнью орга низма и сама подвижна, она родственна чувственному Mipy. Въ первомъ отно шенш ей должны принадлежать все свойства „идей" — вечность, неизмен ность, единичность, во второмъ отно шении она присуща Mipy бывания, про исхождения и изменения. Эти воззре ния, вместе съ этическими соображе ниями, именно, что причина добра и зла должна лежать не во внешни хъ обстоятельствахъ, а коренится въ при роде самой Д., приводятъ Платона къ разграничен iio въ Д. трехъ частей или способностей: разума, позиающаго идеи, чувственнаго вожделения и ощущений, свяаанныхъ съ миромъ чувственнымъ, и третьей, посредствующей способности— воли и активной предприимчивости. Въ ддалогв „Федонъ" Платонъ итрниписываетъ безсмертие всемъ этимъ тремъ частямъ Д., въ „Тимее" же счнтаетъ ихъ разделимыми и безсмертной лишь разумную часть. „Ближе всего можно подойти игь платоновской мысли, говорить Виндельбандъ, если представить себе жизнь Д. распреде ленной, въ смысле ценности, на три различный сферы, изъ которыхъ ка ждая обнимаетъ свойственный ей по знавательный и деятельный функции, при чемъ низишя (напр., върастешяхъ и въ животныхъ) могутъ существо вать и безъ вы em ихъ, высшия же, по крайней м е р е въ земной жизни чело века,—не иначе, какъ въ соединении съ низшими". Какъ бы то ни было, Д. че ловека свойственно какъ безсмерпе, токе и предсуществоваше до земной жизни. Въ этомъ предсушествовании она созерцала самыя идеи (а въ земномъ познании вспоминаете ихъ), но совершенное ею прегрешение въ этомъ до-земномъ существовании ведетъ къ наказанию, къ нисподешю ея въ чув ственный миръ. Эти метафизическЕя и этический ученпя Платона—о безсмертной сущности Д., о ея грехопадении и земномъ наказании н т. д.—сыграли огромную роль въ истории христиан ской мысли.—Взгляды Аристотеля на Д. весьма замечательны, сыграли тоже огромную роль въ истории философы и до сихъ поръ находятъ отзвуки, напр., въ неовитализме. Д. для А. не есть существо отдельное отъ орга низма, это—целесообразная активность самого организма, энергия, целесооб разно формирующая этотъ органнзмъ и въ немъ действунощая, принципъ активный и регулирующий, вносящий целесообразность и цельность въ со ставь частей, такъ что части делают ся органами, служащими этому ин дивидуальному целому, Этотъ прин ципъ активной целесообразности А. именуетъ энтелехией. Въ проиизведенияхъ, сделан ныхъ человКкомъ, целе сообразность налагается на мате рию извне, мастеромъ, въ живыхъ же организмахъ она автономна или самостоятельна. Въ этомъ смысле А. и онтредвляетъ Д., какъ самодея тельную энтелехию живого физиче с к а я твло, а для пояснения прибавляетъ: „если бы глазъ быль жнвотнымъ, Д. его было бы зрение". Эта Д., какъ прннципъ, активно организующий, д вйствуетъ уже въ растенияхъ, въ целесообразномъ устройстве ихъ питаиЫ; въ животныхъ организмахъ онъ вы ражается въ способности ощущать и реагировать движениями на впе чатления; въ человеке же, кроме того, при соединяется, какъ „Д. осо б а я рода", розумъ. Этотъ разумъ, по крайней мере отчасти, А. выделяеть изъ органическихъ функций и считаетъ „актиивншй разумъ" не исче зающими не умирающимъ вместе со смертпю организма, но сохраняющимъ существование, хотя, какъ надо пред положить, безличное, не индивиду альное. 4) Въ последнюю эпоху античной философш, иапр. у новоплатоннковъ (см. Плотинъ). далее въ философ in отцовъ церкви, а загвмъ, поде втяннемъ христианства, у огромная числа мыслителей н о в а я времени господствуетъ взглядъ на Д., какъ на осо бую нематериальную субстанцию, неде лимую и являющуюся „носителемъ" всехъ душевныхъ явлений. Эти воззре-