
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
17 ДостоевскШ. 18 салъ: „Дочка" (повесть, „Отеч. Зап.", 1848, Л| 8); „Господин* Светелкинъ" (тамъ же, Н 9); „Воробей" (тамъ же, № 12); „О новейших* русских* писа телях*" (крит. статья, „Пантеон*", 1848, 3); „Два старичка" („Отеч. Зап.", 1849, № 11); „Пятьдесят* лет*" („Отеч. Зап.", 1850, JsB 7); „Старшая и меньшая" (комед1я, тамъ же, 1851, № б) и „Жуковскш". Оставилъ несколько хороших* переводов* („Рейнеке-Лисъ" Гёте, „Донъ-Карлосъ" Шиллера, „Со бор* Парижской Богоматери" Гюго). Достоевск1й| бедоръ Михайлович*, один* изъ величайшихъ русски хъ пи сателей, род. 30 окт. 1822 г., сын* врача, служившего въ Мар1инской больниц* въ Москве. И во внешних* подробностях* жизни, и ВЪ MipOBOSзреши, и въ литературной карьере, и въ творчестве Д. все полно про тивореча. И судьба какъ-то торо пится повернуться къ Д. поочередно двумя противоположными сторонами, и онъ сам* представляется читателям* то въ одномъ, то в* другом*, не имею щем* ничего сходнаго с* первым* обра зе. Первыя впечатления детства и отро чества, хотя и проведеннаго безъ роско ши и не без* лишений, незаключаютъ в * себе ничего, что объясняло бы после дующей мрачный характеръ творчества Д. и замкнутость его натуры. ОбшДе отзывы семейных* рисуют* Д. въ это время живым* и общительным* маль чиком*. Но, лишшшпйся матери, отдан ный на 17-м* году (1838) въ инженерное училище в * Петербурге, Д. обнаружи вает* уже отчужденность отъ товари щей, замкнутость и склонность къ оди ночеству. Чуждый военной дисциплин* училища, терзаемый муками оскорбляе м а я самолюб1я, онъ старается въ чу жом* и собственном* литературном* творчестве найти убежище от* дей ствительности. Количество поглощен ной им* въ это время романтической литературы, по его собственным* при знания мъ, огромно. По выходе из* учи лища (1841) начинаются уже серьезный намерения заняться литературой. Про изведенный въ офицеры, Д. скоро покидаетъ службу (1844), читает*, пишете, мало общается с* товарищами, поверяя брату въ письмах* свои горделивый мечташя о будущемъ. Первое же отдан ное имъ въ печать произведете заста вляет* его пережить все захватываю щие восторги успеха и все удары оскорбленная самолюб1я. „Бедные лю ди" привлекают* къ нему внимание лучших* ценителей литературы того времени: Белинская, Некрасова. Впе чатление, произведенное на них* „Бед ными людьми", описано Д. въ воспо минаниях* („Дневник* писателя", 1877, январь); оно представляет*, может* быть, единственный эпизод* во всей исторЫ литературы, когда люди, пре сыщенные литературой, были до такой степени увлечены начинающим* юно шей и когда величие будущая вели к а я писателя было предсказано по первому еще ненапечатанному образцу. Новичку, пришедшему къ известному критику услышать свой приговор*. Белинсый говорить: „вам* правда от крыта и возвещена, как* художнику, досталась какъ даръ", и этому же но вичку нельзя дать других* советов*, кроме: „цените ваш* даръ и оставай тесь верным* и будете великим* пи сателем*". Но первое торжество, после котораго Д., по собственному призна нно, стыдливо думал* про себя въ робком* восторге: „неужели, вправду, я так* велик*", сейчас* же омра чается падешемъ. Проходит* немного времени, и не только новыя произведешя вызывают* суровый приговор* Белинская, но и къ „Бедным* лю дям*" знаменитый критик* относится уже не съ т*мъ восторгом*, как* прежде. Д. чувствуетъ обиду, замы кается, озлобляется. И вот*, стоя от дельно отъ других*, замкнутый, одинокш, врать кружковъ, онъ, по иронии судьбы, обвиняется въ принадлежности къ кружку Петрашевцев* (апр. 1849), переживает* ужас* приговоренная к* смерти, ссылается на каторгу, в * те ч е т е нескольких* л е т * выносит* всю тяжесть жизни совершенно безправнаго, испытывает* потрясения, которыя делают* е я эпилептиком*, от дается после каторги (1854) на три года въ солдаты и изъ всей этой цепи испытаний выносить у ч е т е о спасительности страдания, о счастье страдающихъ. Но эта проповедь спа сительности страдания звучит* не при мирением* а угрозой; въ ней слышится