
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
•279 Детерииннзмъ. 280 •съ особымъ интересомъ останавлива хическая причинность имеетъ вомноются теоретики этого вопроса. Можно гихъ отношешяхъ особый характеръ. •еще глубже отодвинуть границу на А именно, психический фактъ, являю шего „ Я " и разсматривать соображе- щийся результатомъ предшествующихъ тя благоразумие, воспоминания и во ему причинъ, можетъ, однако, отнюдь обще все содержание нашихъ мыслей не походить на эти причины и не быть какъ объектъ, субъектомъ же или „ Я " простой суммой ихъ, но представляетъ признать то волевое усилие внимания, нечто, по содержанию, вполне новое. которое избираешь изъ этого содержа Эту сторону психической причинности ния любыя представления и на нихъ Вундтъ называеть принципомъ твор•сосредоточиваешь наше сознание. На ческаго синтеза въ психике; это—твор такой точке зрения стоять тв, кто ви чество не въ смысле OTcyTCTBin за дишь свободу въ возможности напра кономерности, но въ томъ смысле, что влять такъ или иначе наши мысли. „Въ возникаешь новое содержание, не раз случаяхъ наиболее произвольнаго во- ложимое на его условия или причины. .ления**, говорить Джемсъ, „главн'вй- Т. обр., въ психической эволющи мо inift подвнгъ воли заключается въ на¬ гутъ постепенно развиваться все но правлен i n сознания на непривлека выя со держан i n , качественно, а не тельный объектъ и въ сосредоточива только количественно, обогащающая нии на немъ всего внимания... Въ во нашу психику. Этотъ принципъ игра просе о свободе воли все дело сво етъ важную роль въ объяснении не дится къ определению степени усилия только индивидуальна™ сознания, но внимания, которымъ мы можемъ рас и часто историческаго прогресса сополагать въ данную минуту". При та щальнаго сознания. Поэтому, a p r i o r i и нельзя предсказать содержания даль комъ понимании самый центръ, самое нейшего развитйя психической жизни ядро нашего „ Я " , святая-святыхъ на человечества, а лишь после фактиче шего существа обнаруживается во вни ская наблюдения даннаго художественмании. Наиболее тонкое психологиче наго, научнаго и т. под. прогресса ское самонаблюдение действительно возможно post f a c t u m выяснить условия приводить насъ къ такому понимашю его зарождения.—Индетермитшзмъ есть „ Я " и его свободы. Но здесь же на учение, противоположное Д., и соиболее очевидно обнаруживается со стоитъ въ утвержденш, что среди чевершенно иллюзорный и без содержа ловеческихъ действШ или, по край тельный характеръ такой свободы. ней мере, решений волн встречаются Именно это чувство усилия въ воле- такия, для которыхъ не можетъ быть ъомъ внимаши есть ни что иное, какъ найдено причинъ въ ряде временно воспоминание о действительномъ му- предшествующихъ имъ явлений, такъ •скульномъ усилш при реальныхъ дви- что эти решения, если и имеютъ при женияхъ, служащихъ къ лучшему вос- чины, то причины метафиизнческаго npiHTiJo предметовъ, насъ окружающихъ рода, не относящийся къ области яв<см. внхшанге). И самонаблюдение мо летй, существующихъ во времени. жетъ даже намъ показать, что эту Доказательства, на которыхъ осно „святую-святыхъ нашего Я " мы чув- вываются индетерминисты, предста етвуемъ въ определенныхъ местахъ вляются, однако, ложными. Мы разнашего тела, именно, главнымъ обра беремъ здесь критически три важн ЬДзомъ, въ напряжении! мускуловъ лица шихъ изъ этихъ показатель ствъ. и гортани. Легко понять, къ какнмъ 1) Прежде всего, индетерминисты ссы заблуждетямъ должны были придти лаются на тотъ фактъ, что одни и тв метафизики, которые пытались въ тв же внешний явления вызывають у этомъ чувстве усилия открыть сущ разныхъ людей разные игоступки. Фактъ ность человеческой природы и даже этотъ, конечно, веренъ, но толкование всего Mipa (Шопенгауеръ).—Распро его въ пользу индетерминизма неосно страняя, т. обр., причинную детермина вательно. Само собою разумеется, что цию на.всю нашу психическую жизнь, действйе внешней причины будетъ и въ томъ числе и на нашу волю, различно, смотря по тому, на какую должно, однако, заметить, что эта пси