
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
637 Дарвннъ. понятчемъ 638 реальнымъ приспособлеше долго не могъ найти фактора, кото дея •частей организма между собой и къ тельность человека въ искусственихъ отправлешяыъ и целаго организма номъ отборе. Онъ уже собрать обшир къ условияме его существования. Эту ный фактический матер1алъ, но еще приспособленность, эту полезность, для не имелъ ключа, который связывалъ которой метафизики искали причины, бы его в е одно стройное целое. Въ Д. призналъ з а ея собственную при 1838 г. эта мысль озарила его прн чину, в ъ силу исторпческаго процесса, чтении книги Мальтуса „О населении". названнаго имъ естественнымъ отбо Все организмы стремятся къ перенаром* и неизменно клонящагося къ селешю, результатомъ чего является сохранению всего приспособленнаго, уничтожеше формъ неприспособленили,—что фактически имеете одинако ныхе и сохранеше приспособленныхе. вое значение,—къ устранению, элимина Этотъ „историческШ", какъ онъ самъ ции (выражение Огюста Конта) всего его въ первый р а з ъ назвалъ ( Founda непрнснособлеинаго. Именно этой, са tions", стр. 51), процеесъ, объясняю мой загадочной стороны органиче- щий основную загадочную черту оргаскаго Mipa не объясняло и не объяс- ническаго Mipa, слагается изъ трехъ няетъ ни одно изъ предложении хъ факторовъ: 1) изменчивости, 2) наелтьдранее И Л И вновь предлагаемыхъ уче- ственности и 3) отбора. шй, почему дарвииизмъ и остается Нередко считаютъ основой всего единственнымъ, действительны мъ эво- дарвинизма понятие о „борьбе з а сулюцюннымъ учешемъ. Такъ какъ вся ществоваше", но это выражение принад кое эволюционное учение должно было, лежите Уоллесу, Дарвиноме первона прежде всего, опровергнуть господ- чально ононе употреблялось, да и въ на ствовавпиую до 1859 г. точку зрения о стоящее время можете быть совер неподвижности органическихъ формъ— шенно обойдено, ч е м е устраняется догмате постоянства видовъ, то пер большая часть недоразумешй, особен вая задача дарвинизма заключалась но на почве этической. въ опровержении этого догмата, откуда 1) Изменчивость (см.) — свойство, и понятно, что книга Д . носила назва присущее в с е м е органическиме форние „Происхождение видовъ". Первой маме, хотя и проявляющееся в е раз заслугой Д . было ясное, убедительное личныхъ степенях*; оно даетъ пер сопоставление основа ыхъ данныхъ вичный матер 1алъ для образования классификацги, сравнительной анатомш, новыхе форме. Причиной изменчиво ученгя о метаморфозгъ, эмбргологги, гео- сти является влияние виешнихе усло графги и палеонтолопи организмовъ, вий или сочеташе организаций различдоказывавшее, что они согласно свиде- ныхе неделимыхе путеме скрещива тельствуюте в е пользу исторической ния. Хотя Д. всегда признавале знапреемственности всего живущаго и чен1е воздейств1я внешнихе влияний, жившаго, а не обе отрывочныхе твор- но особенно интересовался этой сто ческихъ актахъ. Вторая заслуга Д. роной вопроса въ посл*дше годы заключалась в е собрании громадна- своей жизни, какъ бы угадывая то го материала, доказывающаго невер направлеше, которое приметь наука, ность догмата о постоянстве видовъ, направлеше, получившее позднее на особенно въ применении къ органна- звание экспериментальной морфологги маыъ, история которыхъ известна, т. е. (см.). Общая точка зрения Д. на роль къ прирученныме животныме и куль- изменчивости нисколько не изменя турнымъ растешяме. Расчистивъ, та ется попытками придать несоответ кимъ образомъ, путь к ъ установлению ственное значение я в л е т я м ъ изменеучеития объ историческомъ процессе шя более крупными скачками, мутапоявления органическихъ формъ, Д, цгями (см.), существовало которыхъ предположилъ, что онъ совершается было ему хорошо известно и оценено въ силу твхъ же причинъ, какъ и про- по достоинству, цессъ образования искусственныхъ 2) Наследственность (см.)—общее формъ, т. е. в е силу отбора (см.), но свойство организмовъ сохранять сход(см.), т. е. cooTBbTCTBie, прилаженность рый заменялъ бы въ природе w