
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
626 Даплъ—Дарбуа. 626 народу, но онъ самъ бы творилъ спра ведливое" (гл. 32). Смелый, широкий и возвышен, мы сли Лао-цзы, повидимому, не могли пустить глубок, корней въ народной массе. Лишь отдельные, выдающиеся но уму и склонные при томъ къ фан тастическому мыслители стремились продолжать его учеше: таковы Ли-цзи (450 г. до P. X.) и Чжуанъ-цзы (ок. 300 до P. X.), у котораго мистицизмъ и скептицизмъ тесно переплетаются. Въ дальнейшемъ своемъ развитш Д . вы рождается в ъ двухъ направлешяхъ: съ одной стороны, въ алхимич. изыскашя, ставящий себе целью добычу чудодейственнаго философскаго камня, ис кусств, доставляющего золото, жизнен, элексира, дарующаго безсмертие и т. л., съ другой же стороны—въ простона родный cyeeepiH, г д е всяшя гадания, ааклинашя, сношешя съ духами, тали сманы и т. п. кабалистика совершенно вытесняютъ первоначальный метафизич. и этичесшя основы Д. Съ дроникновешемъ въ Китай буддизма Д. вступилъ съ нимъ сначала въ борьбу, но потомъ ассимилировалъ себе отъ него многое, какъ въ теорш (сопоста вление Лао-цзы съ Буддой, регламен тация добрыхъ и злыхъ д е л ъ , система мироздания), такъ и на практике, усво ившей себе аскетич. приемы „созер цания", какъ средства для достиже ния безсмертия. Особымъ покровительствомъ императоровъ дйо-сы (или даоtuu, т. е. последователи дао) пользова лись при дннастшхъ Танъ (VII—X в.) и Сунъ (X—ХШ в.); въ I X в. было даже воздвигнуто жестокое гонеше на буддистовъ, при чемъ дао-сы выстави ли свою религию, какъ вацдон. лозунгъ противъ иноземнаго, чуждаго „истин но-китайскому духу" буддизма, въ кот., напр., безбрачие жрецовъ было обяза тельны мъ. Но все же дао-сы настоль ко уже поддались влияшю буддизма, что безбрач1е духовенства утверди лось и у нихъ, при чемъ они различаютъ у себя три клака: горные аскеты, монахи и женатые. Изъ древ, священ, книгъ, составляющихъ кит. канонич. „пятикнижий" (Ву-цзинъ), чтимое кон фуцианцами, для Д. особенно авторитет на „книга п е р е м е н е " (И-цзинъ, Ji-kingj, состоящая и з ъ 64 мистич. эмОлемъ. Л и т е р а т у р а . Беттани и Лугласъ, „Вел. религш Востока" (1899); Шантепи де ла-Соссей, „Иллюстр. ncTopin релипй" (1898); В. Васильевъ, „Релип и Востока" (1873); С. Георг1евскШ, „Первый периоде кит. исторш" (1885); его же, „Принципы жизни Китая" (1888); 1ером. П. Цепшкоеъ, „О сект* даосовъ" („Труды пекин. духовн. миссии"); W. Grube, „Die chin. Literatur" (въ „Die Kultur der Gegenwart" Т. I , Abt. 7, 1906); I . de Groot, „Die Religionen der Chinesen" (ibid., Т. I , A b t Ш, 1); P. Deussen, „AIlg. Gesch. der Philosophie"; Pauihier, „Memoire sur lorig. et la propag. de la doctrine de Tao"; его же, „Les livres засгёв de 1'Orient" (1875, содерж. перев. „книги перемене", Ji-king); АЬ. Rcmusat, „Мёmoires sur Lao-tze" (1823). Переводы „Дао-де-дзинь* им*ются: на франц. St. Julien, „Le livre de la voie et de la vertue" (1841); ва н*м. я з . V. v. Strauss, „La6-t^s Tao-te king" (1870) и на англ. яз. James Legge въ „The Sacred Books of the East" ed. by Max Mttller (vols XXXIX—XL). П. Риттеръ. Д а п п ъ (Valee des Dappes), небольш. долина въ горахъ Юры, на гран. Фран ции и Швейцарш. Д а п с а н г ъ , одно и з е назв. ГодвинъОстена (см.). Д а р а д а в и , гора въ Тифлис, губ., телавск. у., 6.275 ф. Д а р а л а г е з с к 1 й х р е б е т е , горн, кряже ве Эриван. губ. Высоч. верш, его Шахъбулакъ и Гезалъ-даря (см.). Д а р а ч н ч а г ь (долина Цветове), живопис. долина в е 50 в. о г ь Эривани; вокругъ располож. здесь молоканск. селешя группир. дачн. постройки. Въ долине 3 минер, источника. Д а р б и с т ы , см. Плимутсте братья. Д'Арблз (D'Arbley), см. Берни, Френ сисе. Дарбуа (Darboy), Жорже, архиеп. па рижски (съ 1863 г.) и сенаторъ вто рой имперш, род. въ 1813 г., былъ строгимъ ревнителемъ епископск. незави симости и протпвникомъ юрисдикцш монаш. орденовъ, а позже—догмы пап ской непогрешимости, но подчинился решению Ватиканск. собора. Во время осады Парижа пруссаками отдался ухо ду за ранеными. При провозглашение коммуны онъ отказался бежать въ Вер-