
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
683 Грец1я. 684 туры, и съ V I в. появляются статуи и рельефы для украшения храм овъ, тоже покрытые красками. Древыъйшш изваяния: грековъ были иэъ дерева, въ видь обрубковъ съ прижатыми рука ми, сдвинутыми ногами и закрытыми глазами. Съ дерева перешли скульп торы на камень, сначала на мягкий поросъ (въ Аттик*), потомъ на болъе твердый мраморъ на о. Наксос* и X i осв и, наконецъ, къ бронз* на о. Са мосъ. Эти технический усовершенствовашя были заслугою юшйскихъ островныхъ скульпторовъ, и ко второй по ловин* V I в. они выработали, не безъ некоторого влияния еще Египта и Ас сирии, два типа—мужской обнаженной фигуры и женской въ одежд* (Апполонъ изъ Орхомена, Крылатая Нике). Естественно, что въ нихъ былъ виденъ переходъ отъ дерева, было еще много грубости и окаменелость формъ. Поел* преодоления техническихъ труд ностей нужно было теперь более при близиться къ природе, добиться изя щества фермъ и свободы движения. Это и было задачею эпохи зрелого архаизма до первой половины V в. Успехи совершились подъ влйяннемъ юшйскихъ островныхъ скульпторовъ. Ихъ влияние и работа чувствуется и на востоке въ Лиши (памятникъ Гар пий), и на с е в е р * во вракии, и на за пад* въ Эгине (Эгинские мраморы), чувствуется и въ Сикюнъ, и въ Ар г о с е , где Пелопоннес скне художники были заняты изучешемъ пропорций чеповеческаго твла, моделировкой об наженной мужской фигуры, и въ Ат тике, где продолжалась ионийская раз работка женскихъ фигуръ въ одеждахъ (Аеинсния женекпя статуи). Подъ влйя ннемъ этой работы н развившагося наблюдения надъ натурой, глаза ста туй раскрылись, руки отошли отъ торса, ноги раздвинулись, мертвенная улыбка стала исчезать, телодвижения сделались свободнее, позы получили значительную степень изящества По следний шагъ къ достижению закон ченности и въ скульптуре и въ ар хитектуре былъ сделанъ во второй половин* V в. Въ противоположность предшествовавшей эпох* художествен ная жизнь теперь сосредоточилась въ двухъ центр ахъ—въ Аргос* и Аеи нахъ, и более всего въ последнихъ. Въ связи съ эконом ическиме, политическимъ и культурнымъ развитнемъ и искусство Аттики достигло блестящаго расцвета въ половине V в. Въ Аеинахъ прн Перикле шла напряжен ная строительная деятельность. Въ это приблизительно время были со зданы самые совершенные образцы строгого, мощнаго дорическаго стиля— Теэейопъ и Пареенонъ, полный изя щества обраэеце ионийского стиля— Эрехтейонъ, и талантливое соединение того и другого стиля въ Пропилеяхъ. Въ этихъ памятиикахъ греческие ар хитекторы Иктннъ, Калликрать и Мнеэиклъ довели до высшей степени раз вития то, что начато было въ V I I и V I вв. То же самое сделали и скульп торы V в. Представителями переход ной эпохи отъ строгого архаизма къ совершенно свободному искусству Фиднева времени были Миронъ, достиг ший законченной правды, свободы въ движении тело, и Калам и съ, положив ш и начало скульптурному изображе нию красоты духовной. Эти мастера въ соединении съ Пиеогоромъ изъ Региумо и творцами скульптурныхъ укра шений храма Зевса въ Олимпии под готовили появление скульптуръ Фидия. Техника и формы какъ тело обнажен ного, такъ н драпированнаго, кокъ въ спокойствии, такъ и въ движении были разработаны и доведены до высокой степени свободы, правды и изящества. Нужно было только показать еще уди вительную способность Г. и. создавать типы. ФидДй сделале это. Будучи совремевникомъ воэвышеипыхъ настро ений, навеянныхе недавними победа ми надъ персами и славой Аеинъ, въ зависимости отъ продолжовшогося религпознаго настроения времени, Фидий воплотилъ, при помощи, главнымъ об разомъ, хриаоэлефантинной техники, глубок! й замыселъ въ строгихъ, величественныхъ типахъ Зевса н Аеины, и, на ряду съ этимъ, онъ покаэалъ въ своихъ пареенонскихъ скульпту рам» гармоничное сочетание красоты идеальной съ реальностью формъ. Съ такими произведениями трудно было выдерживать сопоставление типамъ боговъ, созданнымъ Поликлетомъ, гла вою аргосской скульптурной школы»