
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
253 Государственный контроль. 254 ющаго формальный и матереалъныя основания расхода. Контроль прн этомъ анализируетъ легальный титулъ рас хода и целесообразность его. Эта си стема въ значительной степени связы ваете исполнительную власть, такъ какъ она лишаете возможности поль зоваться распространенной повсюду системой превышения раэрешенныхъ кредитовъ. Наиболее полно идея пред варительного Г. к. выражена въ Ан глии и Бельгш. Во Францш и другихъ странахъ главенствуете последующей Г. к. се уступками въ сторону предварительнаго. Идея предварительного Г. к. хорошо освещено однимъ итольянсклмъ авторомъ въ след. словахъ: „последующаго контроля достаточно для подъотчетвыхъ чиновнкковъ, по тому что они вносить валогь. Но ми нистры не даютъ залога, который обезпечилъ бы государству ущербъ, при чиненный ими. Необходима, следов., гарантоя, которой во-время приводила бы ве действ1е ихъ ответственность". В е Россш, где чиновники вообще не вносить залоговъ, предварительный Г. к. былъ бы особенно уместенъ. Въ конституцюнныхъ странахъ от четы Г. к. подлежать утверждению эаконодателъныхъ учреждений. Утверждая отчетъ, парламенты даютъ правитель ству pObeolutorium", такъ сказать, окончательный отпускъ по бюджету дапнаго года. Дефектомъ самыхъ совершенныхъ системъ современнаго Г. к. является то, что контрольные отчеты слншкомъ поздно восходить но утвер ждение народныхъ представителей! это ослабляетъ ннтересъ къ нимъ. Если въ культур ныхъ странахъ случаи грубого казнокрадства сдел ал и сь и с ключешемъ, то общимъ провиломе сделались слу чая формального нарушешя бюджетнаго закона; превышение кредитовъ. Бюджеть, утвержденный парламенте мъ, и бюджеть исполненный—часто не сравнимый величины. Это ведетъ къ накоплению текучаго долго и къ не прочности бюджетного баланса. Г. к. почти беэсиленъ бороться съ этимъ нломъ, такъ какъ формальный нару шения часто диктуются не произволомъ распорядителей кредитами, а не обходимостью. Устранение этихъ слу чаевъ зависите отъ родикальныхъ переменъ въ бюджетной структуре и технике. Въ настоящее время но За паде постепенно нарастоетъ крупная проблема реформы бюджета и контро ля въ целяхе ихе упрощешя л придошя большей целесообразности тому, что иронически нозывоють „lo novette budgetaire*. Вь Россш впервые введенъ Г. к. въ 1811 г. Вековое его существо ваше до сихъ поръ не увенчалось положительнымъ уснЬхомъ. До сихъ поръ рус ский Г. к. страдоетъ существенными недостатками. До 1862 г. ведомство контролировали сами себя. Такой автохонтроль былъ тождествененъ отсут ствие всякого контроля. Реформа 1862 г., положившая начало современному устройству Г, к., была въ существе дела усвоешемъ внешнихъ формъ кон троля, выроботонныхъ но Западе для совершенно иной политической и юри дической обстановки. ВъРоссш имеется особое высшее учреждеше Г. к., во главе которого стоить г. контролеръ съ правами министра Независимость Г. к. въ Росс1и было основана только лишь но ведомственной обособленно сти, которая потерпело существенный ущербъ съ учреждения совета мини стровъ, кудо вошелъ, но провохъ ми нистра, и г. контролеръ. Въ настоя щее время независимость Г, к. осно вана на томъ, что местныя учрежде ния Г. к.—губ. контрольный палаты— непосредственно подчинены г. коптролеру, вне всякой зависимости отъ общихъ губернскихъ учреждений. За коне 1862 г. ввелъ последующ1й и до кументальный контроль, съ правомъ внеаопныхъ коссовыхъ и фактическихъ ревиэш. Идея предварительного Г. к. не получило приз наш я въ законе, ей сделаны были только некоторый уступки, напр., подчннешемъ расхо довъ по постройке ж. дорогъ, лозармъ, портовъ. Въ некоторыхъ случаяхъ и друпя отдельный постройки за счете казны, въ виде исключения, подверга ются предварительному Г. к. Действие Г. к. не распространяется на рядъ учреждешй: министерство И. Двора и удвловь, собственную Б. И. В. Концелярио по учреждеяшмъ Имп. Марш, гос. кредитный учрежденш, иностран ное отделение особенной канцелярш