
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Максимовича Ппшкова), современный беллетристе, род. 14 марта 1869 г. въ Нижн.-Новгороде, въ семье красиль¬ щика и былъ эачисленъ въ малярный цехъ. После смерти отца и матери, обученный дедомъ грамоте, мальчике былъ на 9-мъ году отданъ въ магазинъ обуви. Отсюда онъ вскоре б е жалъ, поступнлъ въ ученики къ чер тежнику, вновь бежалъ; обучался затемъ въ иконописной мастерской, потомъ на пароходе у повара, у садов ника и т. д. На 15-мъ году Г. сталъ серьезно учиться, готовясь къ посту плению въ учебное заведение въ Казани. Въ учебное заведение поступить ему не удалось, и Г. вновь мЬнялъ одно ремесло на другое, делался то булочннкомъ, то продавцомъ кваса, то зани мался поденной работой на пристаняхъ, близко сходясь съ босяками и рабочими. Затемъ ему удалось при строиться въ Нижн.-Новгороде письмоводителемъ у присяжного повереннаго, который сильно повллялъ на образова ние Г. Проработавъ у него несколь ко летъ, Г., однако, вновь вернулся къ изучению бродячей и босой Россш. Результатомъ этихъ наблюдетй былъ первый, напечатанный въ 1892 г. въ газете „Кавказъ", разсказъ „Макаръ Чудра". Въ 1693 г. Г. познакомился съ В. Г. Короленко, который, по словамъ самаго Г., имълъ на него боль шое влияние. Первымъ изъ раасказовъ, обратившимъ на Г. внимание читателей, былъ „Челкашъ", помещен ный въ „Русскомъ Богатстве". Какъ въ этомъ, такъ и во многихъ другихъ разскаэахъ („Мальва", „Бывшие люди", „Коноваловь", „Дело съ •застежками") Г. является не бытописателемъ, но поэтомъ босяцкаго мира. Среда оборванныхъ, беаприотныхъ, бродяжничающихъ посетителей ночлежныхъ домовъ и другихъ притоновъ находить въ немъ своего восторженнаго и талантливаго певца. Прибегая къ приему прежннхъ романтиковъ, Г. почти всегда изображаетъ контрастъ между грязной внешностью и благородными или ге ройскими душевными свойствами сво нхъ действующихъ лицъ. Вся внеш няя неприиглядность жизни этихъ людей,—пьянство, развратъ, озорство, кражи,—является только отражешемъ протеста противъ неудовлетворяющихъ ихъ формъ современнаго общежития. В с е они, по выражению одного изъ героевъ. имеютъ „душу не по т е л у " , т. е. у всехъ или почти у всехъ внеш ний безобразныя черты представляють резкий контрастъ съ порой нежной, часто благородной и во всяко мъ слу ч а е сильной душой. Эта сила особенно резко проявляется при сопоставлении людей босяцкаго мира съ обитателями деревни („Челкашъ", „Мальва" и др.). Узкому кругозору, корыстнымъ побуждешямъ, трусливой натуре послъднихъ противопоставляется широкий размахъ босяка, его смелость, велико душие, способность къ подвигу такъ же, какъ къ преступлению, неудовле творенное стремление къ чему-то воз вышенному, уносящему далеко отъ мелочныхъ интересовъ, обыденной мо рали. Подобно ромавтикамъ, Г. со здаете культе героевъ, которыми въ большинстве мелкихъ разсказовъ явля ются босяки. Личность противопоста вляется обществу и въ более крупныхъ по раамЪрамъ вещахъ, какъ напр., «дома Гордеевъ", или начатые и неоконченные очерки, носящие на звание „Мужикъ". Въ первой повести изображается купечески) миръ, уничтожающДй своего сочлена, оемвлившагося возстать противъ него и тщетно ищущаго настолщихъ жизненныхъ пу тей. Въ „Мужике** среди прочихъ мел кихъ, составляющихъ общество, людей выдвигается недосягаемая по величине фигура интеллигента изъ простого народа. Какъ въ мелкихъ, наиболее удачяыхъ разскаэахъ, такъ и въ более крупныхъ по раэмерамъ, но значи тельно менее интересныхъ вещахъ, Г. обнаруживаете обычные достоинства и недостатки романтиковъ: вдохновеше, силу протеста, сочувствие къ обездоленнымъ, но в м е с т е съ гвмъ склон ность къ преувеличен1ямъ, къ контрастнымъ эффектамъ, къ идеализации героевъ, къ удалешю отъ действитель ной жизни. Реэкш подчеркивания осо бенно заметны въ повести „Варенька Олесова", г д е дряблость и неустойчи вость интеллигента противопоставля ются непосредственности и силе ге роини, фигурирующей въ качестве прямого продукта природы, Образность